Утраченные руины францисканского монастыря.
В этой главе речь пойдет о квартале, ограниченным улицами Прогонной (Karjaportinkatu), Водной заставы (Vesiportinkatu), Северным Валом (Pohjoisvalli) и Краснофлотской (Harmaidenveljestenkatu).
На углу Прогонной улицы и Краснофлотской, напротив Чертовой церкви стоял двухэтажный дом, построенный в 1791 году по заказу купца Йохана Филиппа Яниша ( архитектор? Johann Philip Jaenisch).
Во дворе были возведены хозяйственные постройки, также принадлежавшие, по всей видимости, Янишу.
Перед войной в этом доме размещались офис шерифа и кабинеты его патрульной службы.
Дворовые постройки были заняты складами предпринимателя Pekka Kaarni, торговавшего птицей.
И дом и постройки были сильно повреждены во время войны и разобраны в пятидесятых годах прошлого века.
В 1994 году, в так называемые лихие девяностые, внешний вид дома был реконструирован довольно точно, вплоть до характерного углового балкона.
Интерьеры дома, разработанные архитекторами В. Дмитриевым и О. Мовсесяном – совершенно новые.
Постройки в глубине двора оказались утраченными.
Еще одна серьезная потеря – это уничтожение остатков упраздненного в 16 веке францисканского монастыря, находившихся до второй Мировой войны за домом Яниша. В советское время они исчезли окончательно.
Первое упоминание о францисканском монастыре в Выборге, в школе которого учился Микаэль Агрикола - финский просветитель, основатель финской литературы, создатель финской азбуки и будущий епископ, относится к 1403 году, сообщает нам книга "Вехи Выборгской истории".
В средневековых документах эту обитель называют старым монастырем, по-видимому, он был обоснован еще раньше, возможно вместе с Выборгским замком.
Францисканцы - нищенствующий орден, основанный Франциском Бернадоне (Ассизским) близ Сполето в Италии в 1208 году, выходцем из купеческой семьи, отказавшимся от богатства и проповедовавшем любовь к ближнему, сдержанность и аскетизм.
С деятельностью францисканцев в городе связано и появление знаменитого на всю Европу выборгского кренделя. Монахи-францисканцы пользовались монопольным правом на выпечку и продажу в городе этого сдобного хлеба.
Свое название улица Harmaidenveljestenkatu (улица Серых братьев) получила от второго, неофициального, названия ордена францисканцев, которых также называли миноритами, меньшими братьями, кордильерами, босоногими.
Здесь надо заметить, что улица Красноармейская, расположенная по соседству, у финнов носила название улицы Черных братьев, так как вела к доминиканскому монастырю. Монахи-доминиканцы носили черные сутаны и именовались Черными братьями, красноармейская же форма была серого цвета.
Улица Серых братьев получила в советское время имя Краснофлотская, а военные моряки носили, как известно, черные бушлаты.
Логично было поименовать улицы наоборот, а еще лучше, оставить исторические названия, но политика партии и правительства была направлена на сознательное искажение исторической правды о прошлом Выборга и замене ее на новые мифы.
Далее по Прогонной улице (Karjaportinkatu, 8) располагались склады Финской сахарной компании (Suomen Sokeri Oy) принадлежавшей Хакману.
Здания построены по проекту известного архитектора Уно Ульберга (Uno Werner Ullberg) в 1924 году и имеют фасады, выходящие на параллельные улицы Прогонную (Karjaportinkatu) и Северный Вал (Pohjoisvalli). Въездные ворота расположены в нишах.
Здания сохранились и используются по прямому назначению, как склады ОАО «Опт».
Эмблема торгового дома Хакмана тщательно уничтожена.
На углу улиц Прогонной (Karjaportinkatu, 6) и Водной заставы (Vesiportinkatu, 7) располагается здание бывшего офиса Финской сахарной компании, архитектор Johann Brockmann. Здание сохранилось, используется частично под офисы, частично как жилое.
И завершает эту прогулку по старому Выборгу двухэтажный дом на углу улиц Северный Вал (Pohjoisvalli, 17) и Краснофлотской (Harmaidenveljestenkatu, 10).
В этом доме до войны размещались солдатские квартиры и офис Главной Солдатской ассоциации.
В советское время здание получило дополнительный третий этаж при сохранении стиля здания, но утратило штукатурное покрытие.
Состояние зданий в этом квартале назвать удовлетворительным можно с большой натяжкой, внешний вид создает впечатление как бы потраченного или побитого молью платья.