?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
На выборгских развалинах. Часть 45.
reg_813
Пивоваренная фабрика Федора Сергеева.
       Выборг всегда был многонациональным городом. В 1939 году при населении в 80 тысяч человек в нем проживали: финны, шведы, немцы, русские, цыгане, татары  и евреи. Русские составляли, если и немногочисленную но, зачастую, зажиточную часть населения.
На территории Финляндии никогда не было крепостного права. 600 лет она была частью шведского государства, в 1809 году после раздела Европы  Наполеоном и Александром I в Тильзите, стала частью Российской империи. После вхождения в состав России для наиболее продвинутых русских, ищущих приложение своих сил на поприще коммерции, появилась возможность переселения на территорию Княжества Финляндского, отличающегося от остальной территории России широкими возможностями.
    Так, в 1854 году в Выборге появился 14 летний подросток, бывший крепостной графа Шереметьева из деревни Чернецы Ярославской губернии. Звали его Федор Иванович Сергеев. Он начал служить приказчиком у известного купца Шушина, быстро освоил шведский, финский и немецкий языки.
    В 1878 году он основал табачную фабрику, в 1892 его назначили коммерции советником за выдающиеся заслуги в развитии коммерческой деятельности в Выборге.
В 1894 году на аукционной распродаже он выкупил пивоваренный завод Бавария, основанный в Выборге в 1869 году, а также винокуренный, уксусный,  пуншевый и асфальтовый заводы, механический цех. Пивоваренный завод был реконструирован, расширен и модернизирован.
В 1899 году в торговый реестр Выборга была внесена оптово-торговая фирма «Сыновья Ф. Сергеева и Ко», которая занималась закупкой за границей и  последующей продажей в России и Финляндии колониальных товаров, в том числе и чая элитных сортов.
Кроме того, Сергеев входил в городской муниципалитет, занимался общественной деятельностью: был почетным членом Выборгского отдела Русского благотворительного общества в Финляндии, членом дирекции Выборгских начальных училищ и многих других комитетов и комиссий.
Он направлял солидные суммы на русские и финские школы. На его средства существовали Выборгский русский реальный лицей и местная народная школа.
Федор Иванович помогал ученикам, семьи которых не имели возможности платить за образование. Обладая огромным чувством сострадания, купец Сергеев  не отказывал практически никому. Свидетельство тому – неоднократные обращения одних и тех же людей о высылке денег, табаку и т.д.
На пожертвования Сергеева на Ристимякском приходском кладбище был построен Храм во имя всех Святых. Православная Церковь получила от него 205 тысяч  финских марок на сооружение храма.
В 1940 году храм, творение известного архитектора Уно Ульберга, был разрушен.
Не оставались без поддержки спортивные общества, любители драматического искусства и просто попавшие в беду люди.
Федор Иванович имел шестую по величине торговую империю в Финляндии – пивоваренную и табачную фабрики, мыловаренный завод, пароходы, имел деловые отношения с петербургским Нобелем, был основоположником общества «Кавказ», которое стало добывать нефть со дна Каспийского моря.


sergeev
Федор Иванович обвенчался со своей женой Любовью Николаевной Мыталовой, когда ему исполнилось 27 лет и прожил с ней более полувека.
В семье Сергеевых было 8 детей. Потомки их проживают в Финляндии.
До сих пор в Финляндии существует фирма Oy Sergejeff Ab, продолжающая традиции, заложенные Федором Сергеевым.


sergejeff.fi

Купец Сергеев, как и вся его семья, заслуживает особой памяти. Следует отметить, что его деятельность являла собой пример успешного сочетания бизнеса и благотворительности.


СемьяСергеевых


В Ленинградском государственном областном архиве в Выборге хранятся дела и переписка Федора Ивановича и его сыновей, Павла и Александра, с  различными учреждениями, общественными и частными лицами о безвозмездном выделении денежных средств.
Умер Федор Иванович в 1924 году и был похоронен на Ристимякском кладбище. Могила его не сохранилась, большая часть кладбища была сметена с лица  земли огненным вихрем Зимней войны.
Пивоваренная фабрика Сергеева (F. Sergejeffin Beer Factory Ltd) располагалась по адресу Kannaksenkatu 18-24 (сейчас это Ленинградское шоссе, 40) и была в 1890-х годах четвертым по величине пивным производством Финляндии.



План_1935_ПивЗавСергеева



vyborg_191x


VIIPURI_191X


Если сравнить изображение завода на акции, выпущенной в 1913 году, с планом, ориентировочно относящимся к десятым годам прошлого века, можно обнаружить серьезные несовпадения. Объяснить их можно тем, что после приобретения завод был расширен и это не нашло отражение в плане.
Для приготовления напитков использовалась вода из артезианских скважин, расположеннных на территориии завода. По некоторым сведениям скважины были работоспособны вплоть до начала 90-х годов прошлого века.
Акции, выпущенные АО  Пивоваренного завода Ф. Сергеева:




Акция_1



ПивзаводСергеева_Акция

Этикетки продукции завода:


ПивзаводСергеева_Этикетка


ПивзаводСергеева_Этикетка_2


ПивзаводСергеева_Этикетка_3

Она функционировала до 1939 года, до момента оккупации Выборга советскими войсками.
Фабрика располагалась в восточной части города и находилась на направлении прорыва советских войск к Выборгу. Это были первые крупные здания на пути  войск и поэтому они подверглись сильным разрушениям.



ПивЗавод_1941_001


ПивзаводСергеева


ПивзаводСергеева_6


ПивзаводСергеева_2


ПивзаводСергеева_3


ПивзаводСергеева_4


ПивзаводСергеева_5


В краткий мирный период между Зимней войной и ее продолжением была предпринята попытка возобновить производство, но разрушения, полученные во время боевых действий не позволили этого сделать за небольшую мирную передышку.


ПивЗаодСергеева_001

В 1944 году при втором штурме города фабрика была уничтожена окончательно.


План_1948_ПивЗавСергеева


Официально F. Sergejeffin Beer Factory Ltd прекратила свою деятельность в 1972 году в Хельсинки.
В настоящее время на месте фабрики находится гараж "Водоканала", одна из сохранившихся построек, небольшое здание красного кирпича, датируется 1892 годом. По свидельтельству очевидцев,  в сохранившемся здании находились механическая мастерская, водомерная и диспетчерская артезианской станции.
А сама территория бывшего производства представляет собой довольно унылое зрелище, стыдливо прикрытое симпатичным забором серо-голубого цвета.



ПивзаводСергеева_2013_7


ПивзаводСергеева_2013_1


ПивзаводСергеева_2013_2



ПивзаводСергеева_2013_3


ПивзаводСергеева_2013_4



ПивзаводСергеева_2013_5


ПивзаводСергеева_2013_6




ГУГЛ

В 19 веке в Выборге действовало несколько табачных фабрик. В 1845 году открылась фабрика Клингенберга, в 1847 году - фабрика Тиханова. В 1851 году основал  фабрику К. Ф. Линдстрем, в 1852 году - Юлиус Диппель.
К концу XIX века в городе осталось всего две табачные фабрики. Фабрика, основанная Федором Сергеевым в 1878 году, была оснащена самым современным оборудованием. На ней выпускались сигары, папиросы, табак. Вторая фабрика, основанная в 1897 году, принадлежала Viipurin Tupakkatehdas Oy (Акционерному обществу «Выборгская табачная фабрика»).
Табачная фабрика Сергеева располагалась на Папуле.
Сравнивая рисунок на акции табачной фабрики с панорамой района Папула можно определить расположение производства в квартале, ограниченном улицами  Papulankatu (Кривоносова), Myllisaarenkatu (Тупиковая), Vuorikatu (Горная) и Tarkka-Ampujankatu (Стрелковая).



papula

Акция_2

План

Картонные табакерки, в которых продавался трубочный табак фабрики Ф. Сергеева:


Табакерка


Табакерка_1

Прейскурант продукции 1932 года:

Прейскурант_1932_3


Прейскурант_1932_1


Прейскурант_1932_2


Большая часть строений этого квартала была деревянной и полностью выгорела, скорее всего, в Зимнюю войну 1939-1940 годов.
Сохранились предполагаемое здание табачной фабрики, расположенное на линии Vuorikatu, цокольный этаж части здания на углу Tarkka-Ampujankatu и  Papulankatu и два небольших здания на углу Papulankatu и Myllisaarenkatu.
На  уцелевшем цокольном этаже на углу Tarkka-Ampujankatu и Papulankatu в советское время надстроили два кирпичных этажа.




ТабФаб_Комп_2


ТабачнаяФабрикаСергеева_2013_1

ТабачнаяФабрикаСергеева_2013_1_1


Среднюю часть ранее существовавшего здания по Tarkka-Ampujankatu не восстановили, от него остался только фндамент.



ТабФаб_Комп_1




ТабачнаяФабрикаСергеева_2013_9


На углу Vuorikatu и Tarkka-Ampujankatu возвели трехэтажную хрущовку, на Myllisaarenkatu - пятиэтажную.



ТабачнаяФабрикаСергеева_2013_6




ТабачнаяФабрикаСергеева_2013_8

Здание самой фабрики используется в качестве жилого.



ТабачнаяФабрикаСергеева_2013_4


Судя по описанию этого квартала, относящегося к 1939 году, табачной фабрики к этому времени там уже не было, и в этом здании размещались:
- автосервис,
- корреспондентский пункт Helsingin Sanomat,
- филиал выборгской кондитерской фабрики,
- агентство Vilho A. Vuori.




ТабачнаяФабрикаСергеева_2013_5


ТабФаб_Комп_5

Таким образом, вероятно, к концу тридцатых годов в Выборге оставалась только одна табачная фабрика - АО «Выборгская табачная фабрика».
В сентябре 1940 года иллюстрированное издание газеты "Правда" сообщило о том, что пущена в ход Выборгская табачная фабрика.
На снимке: работницы тт. Боровицкая и Кудряшева за укладкой папирос.



ВыбТабФаб_Совет



Забавно название выпускаемых папирос - "Линкор". Типа, знай наших, порвем всех!
Размещалось это производство в здании по адресу Jutineininkatu, 18, сейчас улица Тургенева.
Подробнее об этом квартале в следущей части выборгских развалин.
Два сохранившихся каменных строения  на углу Papulankatu и Myllisaarenkatu:



ТабачнаяФабрикаСергеева_2013_7

Реклама продукции торгового дома Ф. Сергеева:

Реклама_1910


В городе сохранились два здания, связанные с именем Федора Сергеева.
Первое - это двухэтажный дом площадью 570 кв. метров, известный как особняк (таунхаус) купца Сергеева, построенный в 1883 году по проекту архитектора  Фредерика Оденваля (Fredrik A. Odenwall) в стиле рококо.
Особняк располагается по адресу Torkkelinkatu, 14 (пр. Ленина, 14). Он отличался тонкостью прорисовки деталей и особой рафинированностью форм. Среди  интерьеров особняка выделялась гостиная, расположенная за тремя центральными окнами второго этажа, подчеркнутыми ажурной решеткой балкона.



ТаунхаусСергеева_Комп




Как пишет Евгений Кепп, в 1930-х годах, когда на первом этаже прорубили большие прямоугольные витринные окна, облик дома исказился. Тогда же удалили  консоли, украшенные четырьмя гипсовыми фигурами атлантов и листьями аканта.
Особняк пережил две войны, чудом не пострадав.
Две фотографии 1939-1940 г.г.


Таунхаус_1940


ТаунхаусСергеева_1940

И фотография июня 1944 года:

Таунхаус_1944


ТаунхаусСергеева_2013_4

Сегодня сохранились лишь некоторые элементы убранства здания: подлинные стенные и потолочные лепные орнаменты, печи, уникальный интерьер музыкального зала. К сожалению, пришел в негодность паркет, который меняли на новый в 90-х годах прошлого века.
В советское время здесь размещались редакция городского радио, затем управление и комитет архитектуры.
В наши дни неоднократно проводились обследования дома, которые показали, что здание находится в аварийном состоянии, износ балок подвального этажа  составляет более 70%. Помимо коррозии подвальных балок поражены гнилью деревянные балки чердачного перекрытия по всему периметру опирания на стены, в ряде помещений обрушился штукатурный слой. Особенно деформировано левое крыло лицевого флигеля. Сейчас здание не эксплуатируется и терпеливо ждет. Только чего? Окончательного разрушения или реставрации? Судя по поведению городских властей первое более вероятно.


ТаунхаусСергеева_2013_3


ТаунхаусСергеева_2013_1


ТаунхаусСергеева_2013_2


Второй сохранившийся дом - этот здание на Revonkatu, 6 ( улица Железнодорожная, 4), принадлежащее компании Ф. Сергеев и сыновья (F.Sergejeffin Pojat и  Kumppanit), там же располагался и офис компании.
Здание построено в 1906 году по проекту архитектора Пааво Уотила ( Paavo Uotila).



ОфисСергеева_Комп,_1

ОфисСергеева_Комп

В этом здании также размещались:
- Бельгийское консульство,
- Пиломатериалы Ernst Lardot,
- Продажа акциий, офис,
- Адвокатская контора Павла Салминена,
- Экспорт финского круглого леса.


ОфисСергеева_1934


ОфисСергеевых_2

На следующих фотографиях поражает чистота тех мест, где традиционно много людей, причем людей, которые здесь пребывают временно, уезжая, или пересаживаясь с автомобильного транспорта на железнодорожный и наоборот.

ОфисСергеевых_3



70_2


.ОфисСергеевых_1


ОфисСергеева_2013_1


ОфисСергеевыхКомпозиция

В мае 1929 года по плану архитектора Отто-Iivari Meurman в торце здания была построена станция обслуживания Shell . Служебные помещения станции были  расширены за счет постройки помещений технического отдела в 1933 году.


ОфисСергеева_1939


Заправка_Комп


Сейчас здесь располагается заправка ПТК и станция технического обслуживания с мойкой.


ОфисСергеева_2013_3


В бывшем магазине автопринадлежностей разместилась продуктовая лавка.
Во время Зимней войны здание практически не пострадало,




ОфисСергеева_1940

но в 1941 или 1944  году получило типичные для большинства каменных зданий города повреждения: частично или полностью уничтоженные интерьеры и кровля.


ОфисСергеева_1941

После войны дом восстановили с потерей оригинальных частей, в частности, башенки с часами.


ОфисСергеева_2013_2


В настоящее время используется как жилое, на первом - втором этажах размещаются магазины и офисы.
Здесь размещается офис печально известной в городе УК ЖКХ по Выборгскому району, к которой у многих выборжцев, в том числе и у меня, накопилось множество вопросов по качеству обслуживания.



ОфисСергеева_2013_4



ОфисСергеева_2013_6


ОфисСергеева_2013_5

Мне кажется, что имя Федора Сергеева достойно увековечивания в названии какой-нибудь улицы.

Сергеев


Например, можно переименовать ту часть Железнодорожной  улицы, что идет от отеля "Дружба" до Вокзальной площади, в улицу Федора Сергеева.
Тем более, что у финнов она именовалась Revonkatu (Лисья улица).

  • 1
Большое спасибо.
Родился и живу тут, но, конечно, не знаком и с десятой частью, того, о чем пишете.

Еще не дочитал но уже класс! 10 фотография правда не от сюда, это перекресток ленинградского и выборгской, вроде трамвайное депо....

На выборгских развалинах.

Совершенно верно, здесь я прокололся, внешне похоже на архитектуру тех развалин пивоваренного завода, что приведены на советских фотографиях.
Это сохранившееся здание на углу Выборгской улицы и Ленинградского проспекта построено по проекту архитекторов Emil Gustafsson и Allan Schulman в 1899 году. В нем первоначально размещался Петербургский магазин (фабрика?) столярных изделий, а в 1939 году - авторемонт, кузница, автомобильный магазин и типография Ilmarinen Oy. Левее - здание механического завода.
Трамвайное депо располагалось на углу Советской улицы и Морской набережной.(См. На выборгских развалинах. Часть 12).

Так пичально блин, весь город построен такими вот Сергеевами, бывший крепостной... А наши официанты максимум способны на знак фальксвагена с тазиком.

Крайне занимательна вывеска НОКИА на Железнодорожной 4, видимо ноги выросли раньше чем сотовые телефоны)) оказалось, что компания занималась бумажным производством, м.б. какой нибудь из ЦБК в районе принадлежал как раз ей.

На выборгских развалинах.

К сожалению, следов прибывания в Выборге Nokia, кроме этой рекламы найти не удалось.
Выборгский и Светогорский ЦБК не входили в корпорацию, которая с 1922 года состояла из трех основных частей: компания Nokia (Nokia Aktiebolag, целлюлоза), финский резиновый завод Ltd (Suomen Gummitehdas Oy) и финский кабельный завод Ltd (Suomen Kaapelitehdas Oy).
Возможно, это просто реклама корпорации, тем более, что стена здания, на котором она размещалась, выходила на вокзальную площадь — очень удачное место для размещения.
Не исключено и размещение представительства или магазина по продаже галош и кабелей.
Будем искать.

"В настоящее время на месте фабрики находится гараж "Водоканала", одна из сохранившихся построек, небольшое здание красного кирпича, датируется 1892 годом. Какое назначение имело это сооружение остается только догадываться. К сожалению, плана производственных помещений пивоваренной фабрики найти не удалось.
А сама территория бывшего производства представляет собой довольно унылое зрелище, стыдливо прикрытое симпатичным забором серо-голубого цвета."

До 90х годов, тут распологалась городская насосная станция №1, а гараж уже на её территории. Эта станция давала воду как городу (какой-то его части) так и на напорную башню на горе. После того, как скважины были окончательно загублены и станции не стало, остался только гараж. Артезианские скважины с погружными насосами были в углу за гаражами, если смотреть от здания "красного кирпича". В здании из красного кирпича, пока работала станция, были механическая мастерская, водомерная, помещение диспетчера станции. Можно предположить, что скважины могли иметь отношение к заводу, в любом случае - находились на его территории.


На выборгских развалинах.

Спасибо. Нашел карту Выборга 191х года с плохо различимым планом этого места без обозначения строений.
В ближайшее время включу его в описание.

Re: На выборгских развалинах.

Про артезианские скважины в досоветском Выборге - интересный вопрос.
И если шире взять, какой была система водоснабжения города?
Возможно, Вы встречали информацию или заинтересуетесь и сможете найти.

Известно: "Начало сооружения водопровода в Выборге относится к 1892 году, когда на горе Папуле была возведена водонапорная башня." (http://reg-813.livejournal.com/10819.html)
Интересно, откуда поступала вода в её резервуар? Это был водозабор? Тогда откуда? Если скважины, то где находились?
"В 1929 было начато строительство второй водонапорной башни города (старая располагалась на горе Папула) на месте южной батареи артиллерии форта G." (http://reg-813.livejournal.com/?skip=20) Те же вопросы. Не сохранилось ли информации, как наполнялись резервуары, откуда?

Не было ли всё водоснобжение города колодезным и скваженным, т.е. на артезианской воде? Ведь, если водозабор был где-то из открытых водоёмов, то должны быть и очисные сооружения, об этом должна была сохраниться информация и остатки построек.

В советский период.
Станция №1 - финские скважины (территория завода Сергеева). С этой станции вода поступала и на вторую водонапорную башню.
Станция №2 - Черкасово, рядом с бывшим постом ГАИ, - финские скважины. Станция давно уже работает в интересах совкхоза Карельский, т.к. загублена неудачной попыткой мелиорации территории, на которой расположены скважины. Территория стала заболачиваться, грунтовая вода попадать в артезианскую, подавать в гор. сеть её стало нельзя. Финская мелиорация, по рассказам, до этого очень даже справлялась.
Станция №3 - дальше по трассе, там был еще очень крутой поворот. Водозабор из озера. Советская или финская постройка, я не знаю.
Станция №4 - выборгский поселок. про неё тоже ничего не знаю, её очень давно нет.
Станция №5 - Гвардейский поселок. Финские скважины. До сих пор работает и снабжает поселок водой, если ничего не изменилось буквально в последние годы. (Эту скважину тоже можно назвать своеобразным памятником, который выжил в жестких условиях нашей эксплуатации).

Просто, когда сам работал в Водоканале, слышал много рассказов о финских скважинах в городе. О том, что они были, что они давали хорошую воду, что мы просто не умели их правильно эксплуатировать. Интересно, известна ли какая-то проверенная историческая информация об этом?


Re: На выборгских развалинах.

То,что вы сообщили о системе водоснабжения города, в общих чертах мне известно. Специально этим вопросом не интересовался, хотя тема очень интересная в плане альтернативности и живучести системы жизнеобеспечения города. Представьте себе неких террористов, взорвавших водозабор на Краснохолмском озере. И что?
Информация по этой теме в советское время была закрыта. Известно, что артезианские скважины были также на ж.д. станции, в депо, там сохранились две водонапорные башни, еще одна рядом с разрушенным храмом Всех святых в Ристимяках, за заправкой ВТК.
Пивоваренный завод Диппеля на Онежской тоже имел собственную артезианскую скажину, работавшую вплоть до его закрытия в середине 2000-х годов.
Были ли они объединены или как-то дублировали и дополняли городскую систему - неизвестно.
Даже расположение старой водонапорной башни на Папуле предполагало наличие водопровода, осуществляющего доставку воды до квартир в городе, а это много километров труб, проложенных, в том числе и под водой, через бухту Папула. Т.е. это достаточно сложные инженерные сооружения.
Чем глубже окунаешься в историю города, тем сильнее чувствуешь, что это целый мир, до конца не исследованный и не понятый.
Это как бесконечная книга сказок, где конец одной истории является началом другой.

улица Железнодорожная, 4
в советское время носил
жаргонное название
"Пентагон" за коммунальные
квартиры и их жильцов.

  • 1