?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
На выборгских развалинах. Часть 64.
reg_813

Штаб 30-го корпуса.
      На пересечении улиц Vesiportinkatu (улица Водной заставы) и Pohjoisvalli (улица Северный Вал) по проекту архитектора Fredrik Thesleff в 1897 году было построено четырехэтажное жилое здание в стиле ренессанс с каретником – сараем для карет.
Адрес здания: Pohjoisvalli, 11 (Северный Вал, 11). Каретник располагался на углу улиц Водной заставы и Прогонной.
    Кроме жилых апартаментов в доме размещались:
- офис по продаже хлопчатобумажных изделий, представитель Nic. Ertman;
- набивная мебель, техническое обслуживание и столярные изделия. Бизнес-салон V. Stening.
      Фасад здания на уровне 3-4 этажей был украшен колоннами, что придавало ему торжественный и несколько помпезный вид. Угол здания на этом же уровне имел эркер, заканчивающийся куполом, что характерно для многих зданий города. Такие доминанты играли роль ориентиров и придавали неповторимый колорит городскому пейзажу.
    Из окон квартир открывался великолепный вид на бухту Salakalahti (ныне Большой Ковш).

СевВал_11_Комп_1
СевВал_11_Комп_2
СевВал_11_Комп_3
СевВал_11_Комп_4

«Кроме оригинального архитектурного исполнения, здание на улице Северный Вал, 11 славилось еще и великолепными каминными печами, пережившими за этими стенами войны и потрясения в течение более чем столетия и дошедшими до наших дней.
      Известный знаток изразцовых каминов и печей Андрей Роденков на сайте http://terijoki.spb.ru/ в свое время рассказал и показал на фото эти красивейшие памятники декоративно-прикладного искусства минувших веков, находившиеся на всех этажах здания. В числе уникальных экземпляров он отмечает монохромную каминную печь с рельефным декором в стиле неоренессанса, облицованную изразцами Ракколаниокского гончарного завода.
            А также печь с растительным рельефным орнаментом, выполненную по проекту известного выборгского архитектора Уно Ульберга.
       Кроме того, две белые каминные печи-голландки, расписанные парусниками и ветряными мельницами.
      В целом, говоря об ансамбле печей в бывшем штабе корпуса, Андрей Роденков сделал вывод, что «мы имеем дело с уникальным комплексом бесценных памятников декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности конца XIX века».
«Выборгские ведомости», № 29 от 19.04.2013 года.

     Сразу после окончания войны в здании, как гласит мемориальная доска, разместился штаб 30-го гвардейского армейского общевойскового Краснознаменного Ленинградского корпуса.

Штаб_0031

     В неравной борьбе с архитектурными излишествами пали жертвой колонны, некогда украшавшие фасады. На фотографии 1948 года от них уже не осталось и следа.


СевВал_11_1948

СевВал_11_65

    Штаб вместе с корпусом просуществовал до 1998 года, когда, после очередной военной реформы и корпус, и штаб приказали долго жить.
    Здание с тех пор пустует, пополнив ряды выборгских развалин, зданий, или бесследно исчезнувших, или превращенных в руины, или дожидающихся своей участи, скорее всего, неблагоприятной.
     Камины частично или полностью разграблены, как следует из фотографий, сделанных сотрудниками газеты «Выборгские ведомости».

13041944f-14
13041944f-27
13041944f-28
13041944f-29
13041944f-30
13041944f-31
13041944f-32

      У меня к зданиям, как к совместному творению человеческих мыслей и рук, отношение, как к людям. Мне кажется, они рождаются, живут, иногда болеют, их убивают или калечат, они исчезают без следа или предстают перед нами в виде руин – своеобразных собственных надгробий.
     И лишь изредка, благодаря многолетнему упорному труду по напоминанию о нашей ответственности за доставшееся нам наследие, удается возродить уничтоженное. Но для этого нужно обладать действительно уникальными способностями убеждать и требовать, несмотря на верчение у виска указательным пальцем окружающих.
     Проходя мимо зданий или развалин, мне кажется, я слышу голоса людей, некогда строивших, живших или трудившихся в них. Иногда это счастливые голоса, но чаще мне слышатся голоса негодующие и просящие о помощи. И этой помощи, как правило, или она приходит слишком поздно.
    В истории еще одной выборгской развалины, как в зеркале отразилась сущность нынешней российской власти – воровство и неспособность организовать среду обитания, достойной двадцать первого века.
     Что-либо изменить она неспособна, ибо воровство и бездеятельность - это свойства генной организации этих людей. Эти люди не перестали воевать, им, для самоутверждения, необходимо каждый день что-то или кого-то уничтожать, ими не понятое и непонятное.  Они, как вандалы, вошедшие в Рим и крушащие храмы и статуи богов, им неведомых, а поэтому опасных.
     Остается только ждать и собирать материал для будущих судебных процессов над воровской шайкой.

Штаб_0025
Штаб_0028
Штаб_0034
Штаб_0040
Штаб_0041
Штаб_0042


Следующий дом в этом квартале по адресу Pohjoisvalli, 9 (Северный Вал, 9), пример классицизма, был спроектирован архитектором Fredrik Odenwall в 1877 году. Кроме жилых квартир в здании размещались:
- военный и гражданский портной, бизнес Väinö Anttalainen;
- Выборгский институт церковной музыки, Hellen Sivori.СевВал_9Комп_1
СевВал_9Комп_2    Известный владелец ресторана в Выборге, Johan Motti, скорее всего, построил этот жилой двухэтажный дом на углу Karjaportinkatu (Прогонная улица) и Piispankatu (Подгорная улица) в начале 1750-х гг. Здание впервые появляется на старых картах в 1768 году. Архитектор неизвестен. Адрес сооружения Piispankatu, 17.

СевВал_9Комп_3

СевВал_9_1870
СевВал_9_1890
СевВал_9_1939
СевВал_9_1942
     В советское время в этих двух зданиях размещалось ПТУ-30, готовившее специалистов общественного питания и известное как поварское училище.

СевВал_9_1966

Сейчас там размещается филиал Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики (ГУСЭ).

Штаб_0035
Штаб_0036
Штаб_0037    

        С домом J. Motti связано посещение Выборга в 1829 году русским композитором М.И. Глинкой в веселой компании с А.П. Керн, бароном Дельвигом с женой, литератором Орестом Сомовым и другом композитора А.Я. Римским-Корсак, «молодым человеком, очень сентиментальным», по заметкам Анны Петровны.
       Путешествие было предпринято с целью посещения водопада в Иматре.
       Из путевых записок Анны Петровны Керн мы и узнаем историю создания знаменитой песни Финна из оперы «Руслан и Людмила».
      В советское время на доме J. Motti висела мраморная мемориальная доска, сообщавшая об этом событии.

M_I_Glinka

Несколько лет назад доска исчезла, и объяснений этому таинственному случаю у меня нет.

План
ГУГЛ



  • 1
Дом Теслефа вчера сожгли.

  • 1