?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
На выборгских развалинах. Часть 85. Глава 1.
reg_813

Выборгская городская библиотека Alvar Aalto.

Глава 1. Рождение шедевра.

Библиотека в Выборге была торжественно открыта 13 октября1935 г., вскоре после этого она стала известна во всем мире как эталон библиотечного здания.


Проект здания разрабатывался архитектором Alvar Aalto (Hugo Alvar Henrik Aalto, 3 февраля 1898, Куортане — 11 мая 1976, Хельсинки) между 1927 и 1933, и был реализован в 1935 году.


В этом проекте нашло отражение характерные для архитектурного стиля A. Aalto поиски органической формы и материалов в сочетании с принципами четкого функционализма.

Здание библиотеки Выборга является одним из основных примеров функционализма в архитектурном проектировании 1920-х годов и считается одним из первых проявлений «регионального модернизма".


В этом необычном примере модернистского дизайна заключен целый каталог инновационных концепций, которые отражают наиболее зрелую и влиятельную работу мастера архитектуры Alvar Aalto.


Восстановление библиотеки Alvar Aalto в Выборге в виде, максимально приближенном к первоначальному, стала ярким примером сохранения культурного и архитектурного наследия. Работа заняла более 20 лет и реализация проекта стала возможной благодаря постоянному сотрудничеству между финскими и российскими национальными и региональными правительствами.

Теперь у библиотеки есть потенциальный шанс для включения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, так как выполнены практически все критерии для отбора: подлинность форм и дизайна, материалов и веществ, использование методов строительства и сохранение функциональности здании.


Лучшие образцы современной архитектуры, несомненно, заслуживают того, чтобы быть исследованы, бережно сохранены и включены в число наиболее ценных достижений человечества.

Библиотека Alvar Aalto в Выборге построена во времена финского суверенитета этого города (1918-1940, 1941-44), прежде, чем финский город Viipuri был присоединен к СССР и его финское название было изменено на Выборг политическими властями СССР.

По окончании строительства в 1935 году, библиотека была известна как Выборгская библиотека, но после Второй мировой войны и советской аннексии, библиотека была переименована в Городскую библиотеку им. Н.К. Крупской.

В настоящее время библиотека официально известна как Центральная городская библиотека Алвара Аалто.

Библиотека, одна из наиболее важных работ довоенного творчества Alvar Aalto, представляет, вместе с санаторием Paimio, краеугольный камень его международной известности. Этот проект считается шедевром архитектурного наследия модерна 20-го века.

Цель восстановления состояла в том, чтобы восстановить оригинальные архитектурные ценности здания.

Некоторые фрагменты из советского обновления 1955-62 годов, например, вход в библиотеку, были сохранены, как исторический слой. Некоторые новые решения были необходимы для того, чтобы обеспечить современные технологии для библиотечного дела.

Архитектура Alvar Aalto всегда была экспериментальной, особенно это проявилось в случае Выборгской библиотеки.

Плоские крыши пронизаны многочисленными мансардными окнами, покрытыми стеклянными литыми дисками толщиной 6 см, держащимися на месте под действием собственного веса,


авангардное отопление и вентиляция,


стальные колонны, оконные и дверные рамы,


волнистый деревянный потолок лекционного зала


и многие другие новинки представили неожиданную форму архитектурного качества этого здания

Alvar Aalto создал совершенно новую систему работы библиотеки, где люди как бы окунались в море знаний и могли путешествовать в мире книг, искать и находить нужные знания и понимание жизни.

Он исследовал потребности человека в свете, тишине и свежем воздухе, чтобы облегчить чтение и концентрацию внимания.


Архитектура библиотеки символизирует прозрачность, открытость и равенство.


Такие архитектурные решения, как текучие потолки и цилиндрические мансардные окна, впервые опробованные в Выборге, регулярно появляются в более поздних работах Alvar Aalto.

Он отличался от первого поколения архитекторов-модернистов (например, Walter Adolph Georg Gropius и Le Corbusier) в его пристрастии к натуральным материалам: в этом проекте дерево было впервые использовано вместо предлагаемых модерном бетона, белой штукатурки, стекла и стали.

Из технических новаций, которыми отмечен проект Выборгской библиотеки, следует выделить три основные: система отопления и вентиляции, освещение и акустические свойства волнистого потолка лекционного зала.

Центральное отопление было разделено на две различные системы в соответствии с двойным характером здания.

Библиотечный зал, был построен без внутренних перегородок, в виде параллелограмма, с исключительно толстыми (75 см ) кирпичными стенами.

Потолок был разделен на части, используемые для освещения (мансардные окна и светильники), в районах, оставшихся между ними, была размещены "панели системы отопления" Alvar Aalto.


"Панельное отопление" - система, генерирующая лучистое тепло, достаточное для нагревания бетона и штукатурки поверхностей в потолке, через густую сеть труб.

Целью системы потолочного отопления было достижение такого решения, при котором не возникает никаких конфликтов между книжными полками и нагревательными элементами, и где пыль, находящаяся в циркулирующем воздухе, и которая может повредить книги, исключается.

Еще одним важным техническим новшеством, которое Alvar Aalto ввел в Выборге, была механическая система вентиляции, которая поставляла свежий воздух через каналы, скрытые в стенах, при полностью закрытом здании, что было очень эффективно.

Здание имеет центр механической вентиляции, из которого свежий воздух распределяется через специальные каналы в разные части здания. Распределительные ветви этих каналов изготовлены из глазурованной обожженной глины или чугуна.

Система вентиляции могла быть переведена в режим устройства полной акклиматизации. Это была удивительно сложная для того времени система.

Свету в библиотеке было уделено первоочередное внимание.

Две разных проблемы, представленные в библиотечной архитектуре, были решены одновременно: защита книг от чрезмерного солнечного света и создание оптически гигиенического общего освещения, так, что читатели всегда будут свободны от теней и бликов.

Солнечный свет не попадал непосредственно внутрь здания, а только, будучи отражен в тысячах отражений в конической воронке, как в виде фонаря, так, что без использования рассеянного стекла было получено бестеневое, рассеянное излучение.


Это идеальное освещение для читателей, которые могли бы читать книгу в любой точке помещения, не беспокоясь тенями или резким солнечным светом.

Крыша состоит из одного железобетонного пролета (17,6 метра), на которой расположено 57 круглых отверстий, через которые свет попадает в световые колодцы конической формы. Многократно отражаясь от стен колодца, формируется световой поток специальной формы, который и создает бестеневое освещение помещений.

Круглая форма горизонтальных стеклянных конструкций была выбрана для минимизирования внутренних напряжений, возникающих в стекле в холодном климате, что предотвращает опасность растрескивания.

Так как глубина конуса достаточно велика, лучи солнца, при максимальной высоте над горизонтом в 52 градуса, не могут свободно проникнуть внутрь помещения. Таким образом, в течение года солнечный свет является исключительно косвенным.

Искусственное освещение было создано путем размещения сильных ламп в потолке. Встроенные источники света с помощью стен, как отражающих поверхностей, создают дополнительное освещение для косвенного естественного через стеклянные шайбы.

Как книжные полки выравнивают стены, эта система освещения при одновременном действии выравнивает освещение, таким образом, что, независимо от интерьера и позиции человека, книжные страницы свободны от теней и бликов.

С размещением светильников между отверстиями световых колодцев А. Aаlto пытался имитировать естественное освещение для достижения одинаковых условий при переходе от дня к вечеру.

«Восстановление волнообразного деревянного потолка в лекционном зале библиотеки имеет большое историческое значение. А. Aalto был, как и Le Corbusier, один из немногих архитекторов своего времени, которые пытались рассмотреть своды потолка в новом свете.

А. Aalto пытался доказать с тщательной проработкой акустических диаграмм, что волнистая форма, которую он придал потолку, позволяет звуку достичь человеческого уха более гармонично. Научное рассуждение и художественное воображение объединились в свободной архитектуре, создав выход из тех жестких рамок, которые сегодня постоянно угрожают творчеству».

Примерно так Sigried Giedion в статье «Space Time and Architecture», 1962 описывал борьбу между рациональным мышлением и фантазией в архитектуре.

Возможно, это самая знаменитая акустическая форма раннего модерна, которую А. Aalto применил в виде волнистого потолка в лекционном зале своей библиотеки в Выборге.

Это не только важная деталь в одном из величайших шедевров архитектуры современности, она также оказался предтечей более поздних разработок, повторяющейся во многих формах.

Нет никаких сомнений, что А. Aalto был прав, считая, что тщательно изучив пути распространения звука, с учетом отражений, между докладчиком и аудиторией, при различных позициях говорящего, можно создать совершенную звуковую конструкцию.


Превосходные акустические качества волнистого потолка (как это и было предусмотрено А. Aalto) были проверены с помощью датских специалистов.

Результат показал, что при полном молчании, поворот страницы на кафедре, словно соскальзывание снега в тихом лесу Лапландии, идеально слышен даже для сидящих на заднем ряду.

Несмотря на раннее и широкое признание Выборгской библиотеки выдающимся событием в архитектуре, ее история показывает трагическую борьбу за выживание шедевра, включая войны и изменения границ.

С точки зрения Финляндии и других западных странах, Выборг является чрезвычайно интересным и своеобразным историческим городом со средневековыми происхождение и наличием мультикультурных слоев архитектурного наследия, в том числе средневекового замка, жилых зданий 16-го века, крепости, красивых барочных церквей 18-го века, жилых, производственных и общественных зданий 19 и 20 веков. По сути дела, Выборг — это энциклопедия и музей под открытым небом истории архитектуры на протяжении семи веков, созданный трудом и гением нескольких поколений многонационального населения города.

Осознание этого факта всеми жителями современного Выборга необходимо для понимания дальнейшего пути развития города, который мне видится как продвижение к воссозданию его как архитектурного музея.

После обретения независимости Финляндией в 1917 году, Выборг превратился в оживленный торговый и культурный центр, где большинство жителей говорило на четырех языках: финском, шведском, русском и немецком.

Во время строительства Центральной библиотеки Alvar Aalto Выборг был ключевым европейским городом, откуда имеют свои корни большое количество известных семей все еще существующих финских компаний.

В 1939 году в Выборге проживало 80000 жителей, в том числе таких национальных меньшинств, как шведы, немцы, русские, цыгане, татары и евреи.

В начале Зимней войны Выборг был вторым по величине городом Финляндии.


  • 1
Огромное спасибо за интереснейшие подробности!

  • 1