?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
На выборгских развалинах. Часть 95.
reg_813
Выборгский исторический музей.
Несомненно, одной из существенных потерь, понесенных Выборгом в Зимней войне, было уничтожение коллекции Выборгского исторического музея.

Идея создания музея принадлежала Выборгскому Обществу финской литературы. 5 февраля 1887 года на очередном заседании была высказана мысль о создании в Выборге музея, в котором были собраны артефакты, относящие к истории культуры и обычаев народов земного шара, в том числе и финского. Как мне кажется, это была попытка нарождающейся финской нации осмыслить свое место в истории человеческой цивилизации, показать ее неразрывную связь с общемировым прогрессом.
Основная проблема в создании музея состояла в отсутствии средств для организации изысканий и приобретения экспонатов. Эта проблема решалась чрезвычайно трудно, но, тем не менее, небольшие поступления от частных лиц и общественных организаций положили начало созданию экспозиции.
В 1891 году были приобретены первые артефакты, которые были собраны во время исследований и поездок научной общественности в разных частях Выборгской губернии в 1880-90 годы.
Во время этих экспедиций была собрана большая коллекция женских народных костюмов Выборгской губернии. Мужские народные костюмы с огромным трудом были собраны в 1890-х годах.
В 1892 году удалось привлечь внимание к этой идее Выборгский муниципалитет, был создан совместный с Обществом финской литературы Комитет. Музею выделили на втором этаже мэрии зал для размещении экспозиции.


В 1895 году в ней насчитывалось 160 экспонатов. Их число продолжало расти и в 1898 году было принято решение о реконструкции здания мэрии с увеличение этажности строения на 2 этажа, что и было сделано городским архитектором Johan Brynolf Blomkvist.
Надстройка над двухэтажным зданием 1680 годов постройки была выполнена в ганзейском стиле (стиле немецкого Ренессанса),



и здание с его высокой крутой крышей, фигурными декорированными щипцами на ее фоне стало украшением Ратушной площади.



Два первых этажа старинного здания были покрыты штукатуркой, верхние облицованы красным кирпичом. Наличники второго этажа были украшены гербами старинных родов города.


Не менее интересными были и внутренние интерьеры здания, о которых мы можем судить по сохранившимся чертежам и поэтажным планам.



Первоначально для музея предлагалось использовать третий и четвертый этажи, но с получением коллекции петербургского художника Tilman Wilhelm Grommé, (24.12.1836, Санкт-Петербург — 28.08.1900, Париж),



содержащей более двух тысяч (по другим сведениям — трех тысяч) экспонатов, от этой идеи пришлось отказаться в пользу расширения площади экспозиции.
Будучи сыном консула Вольного города Бремена в Санкт-Петербурге, Wilhelm Grommé в 1855—1867 годах учился во Всероссийской Академии Художеств, отличался неординарными способностями и талантом, за что неоднократно награждался медалями: в 1860 году он получил 2 серебряные; в 1864 году — 2 золотых и 1 серебряную; 1865 году — 2 серебряных; 1866 году — 1 серебряную; в 1867 году — 2 золотых за картину «Лазарет в Севастополе».
После 1873 году Wilhelm Grommé стал почётным вольным общником. В 1885 году художнику было присвоено почётное звание классного художника 2-й степени.
Унаследовав значительное состояние, Wilhelm Grommé переехал во Францию, приобрел известный замок Мезон-Лафит под Парижем, предпринял ряд путешествий по южной и центральной Европе, Северной Африке, Индии.
Собранные во время этих путешествий исторические артефакты стали основой его коллекции, в которую также вошли его собственные картины.
Возможно, Выборг произвел на Wilhelm Grommé неизгладимое впечатление, когда он отдыхал вместе с семьей на вилле Onnela в окрестностях города.
Кроме того, живя в Париже, он поддерживал контакты с Финляндией: известно, что он неоднократно встречался с финскими художниками.
Этим можно объяснить решение космополита, кем был Tilman Wilhelm Grommé, завещать Выборгскому историческому музею свою коллекцию, включавшую европейские, арабские, индийские и японские образцы оружия, мужские и женские египетские костюмы, картины, латунные гравюры, фотографии, книги, мебель, коллекцию моллюсков, египетскую коллекцию древностей, в том числе и части египетской мумии.































Второй крупной коллекцией произведений искусства были около 900 акварелей, картин маслом, рисунков тушью и фоторабот карельского художника Viktor Svaetichin (10.12.1877, Salmi – 27.11.1942, Helsinki).



Отец Виктора был шерифом. Он был восьмым ребенком в семье, всего детей было 11. Но, когда Виктору было 3 года , отец умер всего 44 лет от роду, оставив молодую вдову с детьми, младшему из которых было всего несколько месяцев.
Мальчик рано проявил большой интерес к рисования, но, когда он получил травму правой руки, он начал рисовать левой, так велика была потребность, чтобы выразить себя в рисовании. Несмотря на то, что писать он продолжал правой, все свои картины он создал левой.
Viktor Svaetichin учился в 1895-98 годах в Выборгской арт-школе рисования и рисовальной школе финского художественного общества в Хельсинки в 1898-1901 годах.
Наряду с созданием акварелей с видами Выборга и Карелии,






Viktor Svaetichin был отличным фотографом, пионером в художественной фотографии в восточной Финляндии, оставившим нам многочисленные документальные свидетельства современности.
Особо ценными экспонатами музея считались образцы гобеленов, в том числе и фламандский.
Коллекция на четвертом этаже содержала образцы церковной утвари: католическая кафедра, паникадила, подсвечники.





Всего в залах Выборгского исторического музея в 1939 году находилось около 16 000 объектов и он считался вторым по значению после хельсинкского Национального музея.



С началом Зимней войны началась эвакуация экспонатов, но к марту 1940 года удалось вывезти только около 3000, т. е., меньше одной пятой коллекции. В числе спасенных оказалось около 500 работ художника Viktor Svaetichin, из коллекции Tilman Wilhelm Grommé было вывезено около ста предметов. Среди них большая группа керамики, изготовленной в Нидерландах в 1600 и 1700 годах и 20 картин маслом владельца коллекции.
Из коллекция народной одежды были вывезены 250 экземпляров, или около 16% от исходной группы. Из них 97 до сих пор хранится в музее Южной Карелии.
13 марта 1940 года в результате попадания зажигательной бомбы и начавшегося пожара основная часть коллекции Выборгского исторического музея была уничтожена.




Был утрачен интерьер музея за исключением главного входа и старых погребов. Город лишился одного из тех объектов, которые принято называть визитными карточками. Выборгский исторический музей был такой визитной карточкой культурной столицы, если не всей Финляндии, то ее значительной части части.
Части коллекции Выборгского исторического музея, сохранившиеся от уничтожения, в настоящее время находятся в историческом музее города Lahta, в Музее Южной Карелии в Lappeenranta, Городском музее Heinola и особняке Louhisaari.



















До середины 50-х годов прошлого столетия здание простояло в руинах,



затем было восстановлено с утратой высокой крыши, уничтожением всех символов, связаных с досоветской историей и превращено в жилой дом.





На крышу этого дома я поднялся впервые в конце 60-х годов, когда подрабатывал учеником трубочиста в школьные каникулы. Тогда впервые мне открылись виды Старого города с крыш домов, и стали возникать вопросы об оставшихся руинах, пустырях, в которых угадывались очертания былых строений и возникла мысль о желании узнать и описать, то, что безвозвратно исчезло. Мне хочется донести эти знания до тех, кто живет или посещает Выборг, не догадываясь о той жизни, что когда-то была здесь и оказалась прервана по причинам, которые будущим поколениям покажутся скорее непонятными, как многим из нас сейчас кажется непонятным то чувство горечи, которое испытывают потомки тех, кто жил здесь до 1939 года.
Слева от здания исторического музея по адресу Pohjoisvalli, 3 (ул. Северный Вал) находится здание, принадлежавшее в 18 веке Johan Weckrooth – одному из богатейших купцов города. Старейшие части строения датируются средневековьем. В 1650 году на старинном фундаменте был возведен двухэтажный дом Antoni Borchard. В старом фундаменте подвала здания были найдены следы подводного тоннеля, который когда-то вел во двор Выборгского замка. Строительство здания было завершено в 17 веке, изменения были проведены в 18-м веке.
В 19 веке в здании располагался отель «Выборг».
Настоящий вид строение приобрело благодаря проекту архитектора Carl Eduard Dippel 1897 года. Заказчиком выступал член надворного суда Nils Perander, потребовавший постройки здания в ганзейском стиле. Позднее в доме размещался отель «Мельблом».



В 1939 году здесь размещались штаб-квартира муниципального комитета по защите населения (шюцкор) и Совет директоров выборгского отделения Lotta - Svärd, женской организации добровольной помощи силам самообороны Финляндии.
Во время войны здание сгорело,



после войны было восстановлено по упрощенному проекту и находилось в ведении МО.
Здание было реставрировано в 80-х годах прошлого века, когда было превращено в жилое.


В 1989 году внутренний пожар сильно повредил интерьеры, сооружение долгое время не использовалось, глядя на Ратушную площадь слепыми окнами.
Сейчас на первом этаже размещается кафе,


в части здания располагаются офисы Выборгских электросетей,




в части - жилые помещения,


часть помещений продается.


Появление строений на месте Pohjoisvalli, 5 относится к концу 16 века, строительство зданий, которые находятся на этом участке относится к 1650-м и к 1870-м годам.



Начальная школа работала в здании с 1812 года, в 1857 — 1896 годам там размещалась Выборгская реальная школа. Здание в средней части участка было построено в 1920-х годах. В конце 30-х годов прошлого века в зданиях размещался офис геодезии Выборгского муниципалитета. В настоящее время здания занимают службы и офисы электрических сетей Выборгского района.



Далее на углу Pohjoisvalli и Piispankatu находится красивейшее здание, спроектированное архитектурным бюро Gyldén&Ullberg в 1909 году как жилое и офисное Hackman&Co. О его состоянии я рассказал в части 11 выборгских развалин 02.10.2010 года. С тех пор положительных изменений в его судьбе не произошло. На первом этаже располагаются немногочисленные офисы,



второй этаж пустует.



Парадный вход закрыт и состояние  помещений не внушает оптимизма.



По Piispankatu, 12 находилось средневековое здание, внешний вид которого не менялся с 1652 года. Дом принадлежал мэру Johan Cröell.



В 1926 году этот дом купил инженер-механик Georg Alfred Knut von Alfthan. По воспоминаниям его внучки, Helena von Alfthan, это был величественный двухэтажный каменный дом постройки 1636 года, выкрашенный в желтый цвет. Здание имело огромный сводчатый подвал. В дополнение к основному зданию был еще один двухэтажный дом во внутреннем садике. Семья жила в верхнем этаже дома, на первом этаже был офис и квартира клерка. Дом имел печное отопление в комнатах. Кроме того, часть комнат отапливалась батареями с циркуляцией воды от кухонной плиты. На кухне было невыносимо жарко, что, по мысли деда, было слишком расточительно. Им была разработана система вентиляции в виде металлической коробки над очагом с регуляторами скорости вентиляции. Подогретый воздух из коробки использовался, вероятно, и для дополнительного обогрева дома.
В 1939 году там также находились:

  • Почва и бизнес, Albert Tarvainen;


  • Oy Englebert Gummi Ab, представитель Eino Kauppi.


Во время войны здание сгорело.



В 1960 году одна из родственниц бывшего владельца была проездом в Выборге по пути в Ленинград и, во время краткой остановки, сумела посетить развалины дома. По ее свидетельству от дома остался только каменный фундамент. Скорее всего, оригинальный кирпич семнадцатого века был использован для ремонта других, более перспективных домов.
В 90-х годах прошлого века здание было восстановлено в виде, близком к состоянию на конец 30-х годов. Была изменена форма крыши, вероятно, по мнению автора проекта архитектора Сергея Алексеева, такова была она в 1600-х годах.



В настоящее время это жилой дом.





Новодел заслужил высокой оценки внучки бывшего владельца. Вот мнение Helena von Alfthan: «Я рада новостройкам в Выборге, все делается с хорошим вкусом, так что есть надежда - любой старый объект городской среды может быть сохранен для будущих поколений. Видеть копию дома моего дедушки, который провел в нем лучшие годы своей жизни, лучше, чем посещать руины или пустыри».
Остается только согласиться с мнением внучки бывшего жителя города, которое целиком и полностью разделяю. Мои рассказы о прошлом Выборга имеют своей целью именно это — показать, что старый город может быть восстановлен и превращен в историко-архитектурный музей под открытым небом.
Дом по адресу Piispankatu, 10. Старейшие части этого здания относятся к средневековью. Внешний вид 1939 года восходит к владельцу Antoni Borchard, в 1653 году в этом здании был так называемый "подвал Borchard", в котором находился самый старый паб в Финляндии.




В Зимнюю войну здание сгорело и аналогично зданию Piispankatu, 12 было в советское время разобрано.
Существующее в настоящее время здание является также новоделом по проекту архитектора С. Алексеева. Уличный фасад близок к историческому,



дворовый фасад и интерьеры являются творчеством архитектора.



Сейчас, так же, как и 360 лет назад, в старинных подвалах находится «Пивной ресторан Борхарда»,



в верхних этажах располагаются квартиры.
На углу Piispankatu и Linnankatu с конца 1750 годов находится здание, в котором размещалась городская школа для девочек. Небольшие изменения в фасадах были выполнены архитектором Johan Brynolf Blomkvist в начале 1890-х годов.



Во время войны здание полностью выгорело,





восстановлено с нарушениями внешнего вида.







Используется как жилое, первый этаж занят магазинами.









  • 1
Этот блог надо превратить в учебник и преподавать в выборгских школах.

  • 1