?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
На выборгских развалинах. Часть 97.
reg_813

Выборгская синагога.

Официальная история выборгских евреев и, можно сказать, всей Финляндии началась в 1832 году, когда 18 мая было разрешено семье Jaakob Weikaim навсегда остаться в Выборге, где он проживал с 1815 года.

В 1888 году впервые была проведена перепись евреев в Турку и Выборге.

В сентябре 1888 года опекуны еврейских семей были вызваны в полицейский участок для детального обследования.

Власти интересовались возрастом, экономическими занятиями, семейными отношениями и происхождением лиц еврейской национальности.

После этого допроса полицией евреи ждали мнения и решения губернатора.

15 октября главы 34 семей были повторно приглашены в полицейский участок, чтобы услышать решение губернатора.

В Выборге в то время проживало 208 евреев в 52 семьях.

Губернатор провинции J.A. Grippenberg предложил выслать 125 человек (34 семьи) в течение шести месяцев.

Однако 29.03.1889 Сенат издал новый порядок правил проживания евреев. Положение предоставляло определенным семьям право оставаться на неопределенный срок в допустимых населенных пунктах: Хельсинки, Турку, Хямеенлинна, Тампере, Выборг (где 32 семьи получили вид на жительство), Хамина, Сортавала, Суйстамо, Импилахти, Куопио и Вааса.

Проживающие евреи не имели права формализовать конгрегации, но церковная жизнь была, несмотря на то, что Финляндия входила в состав России.

В Выборге демобилизованные солдаты русской армии еврейской национальности мало-помалу создали нечто похожее на социальный клуб. Богослужения проходили в то время в комнатах в военных казармах.

Упоминания о первой синагоге относятся к 1861 году, службы проходили в деревянном здании в непосредственной близости от площади Красного колодца.

В Выборгской Еврейской общине в начале прошлого века состояло около 250 членов. Первый план собственной синагоги был составлен финским архитектором Gerhard Sohlberg в 1905 году и его проект предполагал строительство каменной синагоги.

Новый проект был разработан на основе планов Gerhard Sohlberg выборгским строителем Viktor Riihelä в 1909 году и предполагал возведение здания из дерева.









Синагога была введена в строй в 1910 году.

Известно, что некоторые изменения в здании были произведены в 1926 году.


Еврейская община Выборга была зарегистрирована вскоре после того, как финские евреи получили гражданство в 1918 году.

Интересные воспоминания о жизни еврейской общины Выборга оставил Salomon Altshuler.

"Я помню все о Выборге. Имена людей, номера телефонов, адреса, все. У нас была очень хорошая церковь в Выборге, около 270 человек. У нас были все возможности участвовать в жизни города, был приход Ahdus, Hazair - молодежный клуб, спортивный клуб Kadur, патрульная служба Wizo, женская организация, большая библиотека, еврейский театр. Я был секретарем молодежной организации и все протоколы велись на идиш. Мы взаимодействовали с еврейскими организациями Хельсинки и Турку.

Еврейской школы в Выборге не было.

Около 85 процентов из нас учились в финских школах, около 10 процентов в шведских, а остальные говорили на русском языке, как основном.

В финских школах антисемитизма вовсе не было. У меня были действительно хорошие одноклассники. Лучшим из них был олимпийский чемпион по боксу в 1936 году Stan Suvio.

Часто мы ели еврейскую еду в школе во время перерывов.

Почти все семьи имели родной язык идиш. Кошерную еду употребляли почти в каждом доме. Около 85 процентов евреев трудились в секторе по пошиву одежды. Много было портных, шляпных дел мастеров, торговцев. Были среди евреев судьи и врачи.

Евреи жили во всех центральных частях Выборга. Церковь был немного за пределами города. Первый раввин был старик Segall.

В выборгском Market Hall можно было купить кошерную пищу. Был Makkonen, мясник, который заботился о нас. Мясные и колбасные изделия приготовлялись в соответствии с еврейскими законами. Каждый четверг евреи стояли в очереди за кошерным мясом, обсуждая лучшие куски.

Война убила в Выборге еврейскую общину. Деревянная церковь получила удар в первый же день войны и сгорела полностью. Все было уничтожено. Люди к счастью, уехали еще до начала войны. Я в это время был в армии".
Члены прихода
Ahdus:





Еврейская свадьба Mary Steibock (Burstein) и Salomon Steibock:

Семья Perhe Burstein:




Еврейский молодежный театр:



Кулинарные курсы прихода Ahdus:




Коллектив шляпной фабрики в Tienhaara, владельцем которой был Meyer Steinbock:






Печать выборгской еврейской конгрегации:




Выборгская синагога была полностью разрушена в первый день Зимней войны, в результате воздушного налета советской авиации 30 ноября 1939 года.
К сожалению, в кадр не попал участок, на котором располагалась синагога, захвачен только небольшой кусочек его в правой части снимка:




Выборгские евреи переселились, в основном, в Хельсинки, Турку и Тампере.

В финской армии воевали во время Зимней войны и ее Продолжения около 300 еврейских солдат. В дополнение к ним несколько десятков женщин работали в Lotta Svärd и кормили солдат на позициях. В войне погибло в общей сложности 23 еврея, в том числе 15 человек в Зимней войне и в Продолжение войны 8 человек.

Офицерские звания были присвоены 17 еврейским солдатам.

Общая численность еврейских конгрегаций в Финляндии в то время составляла около 2000 членов.

Квартал, в котором находилась синагога полностью был стерт с лица земли.


В настоящее время он застроен типовыми девятиэтажками:





  • 1
Спасибо, очень интересно (как и все предыдущие части).

Наверное, можно дополнить, что при восстановлении кладбища на Сорвали было найдено надгробие с надписью на иврите - http://abravorus.livejournal.com/56908.html , общими усилиями надпись перевели - http://abravorus.livejournal.com/88564.html и захоронение привели в порядок - http://vyborg.livejournal.com/115939.html#cutid1

На выборгских развалинах. Часть 97.

Огромное спасибо!
Кладбище Сорвали - это отдельная большая тема. Когда-нибудь, надеюсь, собрать по нему материал.
Ваши исследования весьма ценны и дают многогранную картину общественной жизни довоенного Выборга.
С уважением,
Валерий.

почему-то (понятно правда почему), стала интересна история выборгских дорог, когда строили, в каком порядке, кто строил, кто платил, откуда гранит, как укладывали. расскажите как-нибудь пожалуйста, жутко интересно и никогда ранее не встречал информации по этому поводу. думаю это для истории будет крайне полезно, иначе может лет через 50 идиоты оставшуюся брусчатку закатают под то, что они называют асфальт.

"На выборгских развалинах. Часть 97."

Спасибо, у меня, кстати, глядя на нынешнюю, изуродованную до неузнаваемости Первомайскую (Kalevankatu) возникает такое же желание. Как мне кажется, у финнов была идея превратить эту улицу в бульвар наподобие нынешнего бульвара Кутузова (Kullervonkatu) и создать сквозной проезд по городу по маршруту Леншоссе - Первомайская - Кутузова - Крепостная.
А что касается качества брусчатки, то судя по старым фотографиям, оно было просто идеальным, чего сейчас не скажешь, проезжая, например, по проспекту Ленина (Torkkelnikatu).

Re: "На выборгских развалинах. Часть 97."

я сказал бы, что оно для своих лет\технологий\отсутствия ремонта десятилетиями\рукожопости ремонтников-и сейчас идеально. мне иногда даже приходит в голову, что не лучше ли вообще заменить асфальт на гранит? вот скажем улица северная, или горка у моряков, прилегающий асфальт (то говно которое они называют) дольше 2-3 лет не держится а брусчатке хоть бы что. причина как я понимаю в воде на брусчатке она уходит, а на асфальте из-за отсутствия ливневки стоит и убивает покрытие

Re: "На выборгских развалинах. Часть 97."

Совершенно верно. Основная беда Выборга, как мне кажется, в отсутствии личности на должности Главного архитектора, человека, ясно представляющего себе, как должен развиваться город. Нет цельной концепции сохранения того наследия, что нам досталось, каждый решает сиюминутные задачи, не представляя себе, что город, имеющий многовековую историю, должен развиваться своим, особым путем, максимально учитывающим тот опыт, который накоплен поколениями людей, жившими здесь. Нужно проникнуться духом города, который прямо таки исходит от каждого дома, от каждой улицы, от тех камней, которые с такой любовью в течение веков складывали люди, жившие здесь, создавая то, что сейчас мы, с большими потерями, наблюдаем.
И основной задачей городского архитектора должно быть воссоздание Старого города в версии, максимально приближенной к той, что существовала на момент начала Зимней войны. Это должно быть задачей-максимум для нас, если мы считаем себя цивилизованным народом. Во всяком случае, все европейские страны, пострадавшие от последствий последней войны, сделали все, чтобы их города были восстановлены в полном объеме.

  • 1