?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
На выборгских развалинах. Часть 103.
reg_813

Полтинник.

Квартал, расположенный в центре города, примыкающий к Торкельскому парку и ограниченный улицами Linnankatu (Крепостная ул.), Karjalankatu (Ленинградский пр.), Koulukatu (ныне без названия) и Tuomiokirkonkatu (Советская ул.) интересен тем, что на небольшом земельном участке органично соседствовали здания с различными функциями.

Капитальное здание здание городской почты, полицейское управление с муниципальными службами и комплекс задний крупнейшей Центральной (Карельской) начальной школы исправно работали бок о бок многие годы.





В связи с массовой застройкой центральной части города и ростом населения во второй половине 19 века у городских властей возникла проблема нехватки мест в образовательных учреждениях начального уровня, в связи с чем было принято решение об организации школы в центре города.

Место для строительства было выбрано на углу улиц Karjalankatu и будущей Koulukatu (Школьная улица).




В течение 1867-68 годов двухэтажное здание школы по проекту архитектора Johan E. Johansson и было построено.





Фасад со стороны Karjalankatu стоял на высоком гранитном фундаменте и, как бы, подчеркивал и придавал еще большую монументальность двойной колоннаде второго этажа.

Первоначально заведение именовалось "rahwaskoulu" (школа для простолюдинов), что, глядя на капитальное сооружение, выполненное в классическом стиле, выглядело как неудачная шутка, поэтому Положением 1872 года, термин "rahwaskoulu" был изменен на "kansakoulu" (начальная школа).

Карельская народная школа была первым каменным зданием на Karjalankatu. Старые городские стены располагались на этом месте всего лишь пять лет назад.

Однако, вскоре выяснилось, что начальная школа на Karjalankatu слишком мала, и актуальность в ее расширении стала очевидной.

Пионеру финского архитектурного направления по проектированию образовательных учреждений, архитектору Frans A. Sjöström, была поставлена задача спроектировать новую школу на углу Koulukatu и Tuomiokirkonkatu.


Строительные работы начались 15 марта 1884 года. Строительством нового здания руководили архитектор Johan J. Ahrenberg и строительный инженер Basius.

Великолепное новое здание Карельской начальной школы, выполненное в духе итальянского Возрождения, было открыто 23 января 1886 года и для своего времени оно было одним из самых великолепных сооружений в Выборге.





















В здании размещались 16 классных комнат, две комнаты для учителей и туалетная комната.

Вестибюль был разработан с учетом того, чтобы в хорошо освещенном холле в дождливый день ученикам было комфортно проводить время между занятиями.

Крыло школы, расположенное по Tuomiokirkonkatu имело большой зрительный зал на втором этаже, в котором часто проводились концерты, рождественские торжества.

На первом этаже находился спортивный зал.
Завершалась эта часть здания полукруглым в плане помещением, наподобие апсиды.


Финский музыкальный гений композитор Jean Sibelius посетил Выборг 28 апреля 1923 года и присутствовал в школьном зрительном зале на концерте “Viipurin Musiikin Ystävät” («Выборгские друзья музыки»).

В ходе Зимней войны здание не пострадало и в 1940 году было передано Красной Армии. В то время здесь размещался гарнизонный Дом офицеров.

В 1941 году, при отступлении Красной Армии, оба здания сгорели, у финнов руки не дошли до его восстановления в период 1941-1944 годов, и долгие двадцать лет руины нового корпуса простояли в центре города.








Только к 4 февраля 1967 года, в год 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции, здание было восстановлено и заработало как Дворец культуры имени 50 - летия Октября, и тут же было наречено народом «полтинником».





При ремонте здания полукруглая апсида южного фасада была заменена на прямоугольный блок высотой, равной высоте всего здания.
Таким образом, здание увеличило объем, стала больше сцена зрительного зала, но сооружение потеряло одно из оригинальных элементов, придававших ему неповторимость и узнаваемость.
Кроме того, полукруглая крыша апсиды играла роль отражателя звука, что обеспечивало высокие акустические свойства концертного зала.

Бывший спортивный зал был превращен в танцпол, в концертном зале заложили кирпичом окна.





Еще один интересный факт, связанный с «полтинником», визит 10 февраля 1990 года в Выборг будущего первого президента России Бориса Ельцина и его выступление во Дворце культуры, организованные депутатом Верховного Совета, редактором единственной тогда городской газеты «Выборгский коммунист», Василием Колотовым.






Фото С. Илларионова.

Это было время надежд и ожиданий нового и неожиданного в политике и экономике стремительно разваливающейся советской империи, надежд и ожиданий, во многом, увы, не сбывшихся.

Первоначальное здание Карельской начальной школы сохранилось и используется как жилое, в цокольном этаже располагаются различные мелкие организации.






В 1885 году жилой дом и оранжерея были построены на углу Linnankatu и Tuomiokirkonkatu, но в начале 1910-х годов они были снесены, чтобы освободить место для нового почтового отделения.







Архитектору Johan J. Ahrenberg в 1912 году было предложено разработать проект нового городского почтового отделения на этом месте. Сразу же после разработки проекта в стиле неоренесанса началось строительство, которое было завершено в 1914 году.























Главный вход почтамта располагался на стороне Tuomiokirkonkatu через дорогу от собора. С этой стороны гармоничное здание городского почтового отделения выглядит в наилучшем виде.

Высокая и широкая гранитная лестница ведет к главному входу в операционный зал. С обеих сторон лестницы установлены оригинальные светильники.

В здании располагались основное почтовое отделение Выборга и телеграф.
Так выглядел операционный зал Выборгского почтамта в 1938 году:







На стороне Linnakatu в здании находился офис дорожного и водного строительства Выборгского муниципалитета.

Здание сохранилось и используется по прямому назначению, что говорит о рациональности проекта.



Даже через сто лет после реализации его функциональность нисколько не устарела.











Современное состояние не соответствует статусу исторического памятника, начиная с облупленных фасадов, годами не обновляющихся интерьеров и кончая огромными лужами и свалкой во дворе.



























Внутренний вид двухуровневого операционного зала не претерпел значительных изменений. Двенадцать колонн из серого полированного гранита, столики для посылок, сиденья для посетителей в центре создают неповторимую атмосферу старой почты.

Внутренние офисы напоминают советские конторы со всеми им присущими недостатками, несмотря на присутствие современной оргтехники.

Если кто-то испытывает ностальгию по советским временам — добро пожаловать на городскую почту.

Оторветесь, что называется, по полной.

Неудовлетворительным состоянием памятника архитектуры озаботились депутаты МО «Город Выборг» и строго потребовали от руководства «Почты России» незамедлительно принять меры к приведению оного к адекватному состоянию.

Но, как было отлито в граните: «Денег нет, но вы держитесь».

В конце 1870-х годов по проекту архитектора Johan Johansson на углу Karjalankatu и Linnankatu был возведен небольшой двухэтажный жилой дом.

В 1880-х годах архитектор Herman Kristoffersson подготовил проект двухэтажного здания для отдела государственной службы по Linnankatu.

Городской архитектор Johan Brynof Blomkvist в 1890 году разработал проект трехэтажного здания по Karjalankatu и в то же время здание по Linnankatu было надстроено до третьего этажа.





После 1918 года здание было передано в собственность нового государства Финляндии.

В здании размещались отделение полиции, уголовный розыск и органы власти Выборгской провинции.

Здание сохранилось и используется службами Управления внутренних дел Выборгского района.







Как можно видеть по фотографиям, внутренние фасады, скрытые от посторонних глаз не оштукатурены, хотя старые оконные блоки повсеместно замены на современные пластиковые.














Здесь же располагается изолятор временного содержания (ИВС) для осужденных на административный арест и подозреваемых.

Внутренние интерьеры имеют типичный вид казенных офисов без изысков, возможно, за исключением кабинетов начальства.

Камеры ИВС двухместные и одноместные, нормы размещения соответствуют принятым нормам (4 кв. метра на одного человека).

Часть камер не имеет окон, имеется вытяжная вентиляция, которая, фактически, не работает, ввиду того, что сопряжение вентилятора с электромотором, выполненное из брезента, сгнило и развалилось.






  • 1
Дважды пост повторен.
А не этот ли квартал сегодня оказался обесточен с 13-45 до 14-45?

На выборгских развалинах. Часть 103.

Спасибо, исправил.

Работники почты, кстати, не разрешают фотографировать внутри. Стыдно?

На выборгских развалинах. Часть 103.

Трудно сказать, скорее комплекс страха, заложенный еще с советских времен, когда человек с фотоаппаратом воспринимался как шпион.
Я постоянно сталкиваюсь с подобными запретами, поэтому внутренние интерьеры в моих рассказах так редки.

Re: На выборгских развалинах. Часть 103.

У меня тоже была пара моментов, когда жители категорически препятствовали фотосъемке. В остальных случаях достаточно улыбки и внятного, в случае непонимания, обоснования.) В квартиры, впрочем, не вламываюсь, но в подъезды при случае стараюсь проникнуть.)

классный пост. как всегда. обожаю здание почты, особенно зал посетителей и лестница. вот какой еще город в эТОЙ сТРАНЕ может похвастаться такими сокровищами?? тем обиднее видеть их состояние

Стена почты с Крепостной

Содержание здания почты ярко иллюстрирует состояние стены выходящей на Крепостную улицу, заходить во дворы уже не обязательно.

Re: Стена почты с Крепостной


Согласен.

Не срача ради, информации для: автор сего журнала кат категорически не признаёт?

  • 1