?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
На выборгских развалинах. Часть 109.
reg_813

Молельный дом адвентистов седьмого дня.

Квартал, ограниченный улицами Mallaskatu (ул. Комсомольская), Kilpikuja (Садовый пер.), Pantsarlahdenkatu (Садовая ул.), Keihaskuja (Каменный пер.) интересен единственным сохранившимся каменным строением — молельным домом христиан адвентистов седьмого дня — небольшой белоснежной жемчужиной в обрамлении деревянных строений.



История застройки квартала начинается в 1861 году, когда архитектором Viktor Bosin был построен небольшой деревянный жилой дом на углу Mallaskatu и Keihaskuja.

В 1891 году по проекту архитектора A. Isaksson предыдущие небольшие жилые здания несколько расширились. Им же, в соответствии с планом, по Mallaskatu было построено еще одно деревянное здание.


В 1908 году по проекту A. Isaksson между деревянными зданиями по Mallaskatu были возведены противопожарные каменные ламели.

Здания не сохранились, но на фундаменте углового здания был возведен двухэтажный деревянный жилой дом, ничего общего не имеющий с оригиналом.
Время восстановления, к сожалению, установить не удалось.









Во дворе здания можно видеть деревянные изображения работы скульптора Александра Чернова.














Архитектором Johan Johansson в углу участка на пересечении Mallaskatu и Kilpikuja был построен небольшой деревянный жилой дом.

Это жилое здание было расширено в 1876 году по проекту архитектора F. Odenwal.


Alex Ruti в 1887 году разработал проект второго жилого дома по Mallaskatu.

Архитектором A. Isaksson был разработан проект IV-этажного жилого дома из красного кирпича в середине квартала. Строительство здания было завершено в начале 1902 года.


Архитектор Viktor Bosin в сентябре 1861 года построил небольшое жилое здание в углу Pantsarlahdenkatu и Kilpikuja.


Архитектором E. Dippel было построено небольшое жилое здание по Kilpikujaksi.

В октябре 1861 года архитектор Viktor Bosin построил небольшой жилой дом угол по Pantsarlahdenkatu.

В 1870 году, по проекту, составленному архитектором F. Odenwal, было построено небольшое жилое здание вдоль Pantsarlahdenkatu и второй жилой дом на земельном участке в конце Pantsarlahdenkatu.


Позднее архитектором Paavo Uotila были внесены изменения в этот проект жилого дома, в подвале которого были размещены объекты розничной торговли, в частности, обувной магазин.

Здание в настоящее время восстановлено в виде, максимально приближенном к первоначальному.


Остальные деревянные здания квартала безвозвратно погибли в огненных вихрях Зимней войны.

В 1935 году инженером-строителем V. Rautiainen был разработан проект молельного дома для благотворительной ассоциации, основанной протестантской общиной христиан адвентистов седьмого дня.
Здание было выполнено в стиле функционализма.



Следует отметить, что проект предусматривал сохранение старого деревянного дома на углу участка.

Небольшое, я бы сказал, уютное здание органично вписалось в окружающий пейзаж, состоящий, в основном, из деревянных домов.

Узкие высокие окна фасада по Keihaskuja и башни зрительно увеличивали высоту здания, а подчеркнутая простота линий и отсутствие каких-либо украшений, как бы символизировала не показной, а реальный для протестантизма аскетизм.

Белоснежный цвет фасадов, характерный для образцов финского функционализма «белой эры», в данном случае, как нельзя лучше подходил для храма, символизируя чистоту помыслов адептов секты.

То, что здание храма осталось практически нетронутым, можно посчитать чудом, тем более, что все остальные здания были уничтожены.

План города 1948 года показывает, что наряду с молельным домом сохранился и жилой каменный дом проекта A. Isaksson в середине участка.
Скорее всего, он сгорел и восстанавливать его не стали, а кирпич использовали для восстановления других зданий.



В советское время молельный дом использовался как клуб для воинской части, располагавшейся по соседству, в здании бывшего промышленного училища.

В настоящее время здание передано Выборгской общине Христиан адвентистов седьмого дня.

Конечно, грязно-желтый цвет, в который выкрашено здание, иначе, как издевательством не назвать.














Да и окружающие дома, превосходящие храм по высоте, несколько снижают его восприятие, как доминанты квартала.

Но, тем не менее, это здание можно считать маленьким шедевром финского функционализма, придающим Выборгу неповторимость и, пока не признанный, статус музея под открытым небом.