?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
На выборгских развалинах. Часть 112.
reg_813

28 шлюз Lavola.

Шлюз Lavola, последний из каскада шлюзов Сайменского канала, был построен для того чтобы обойти пороги, находившиеся на рукавах, соединяющих Suomenvedenpohja (бухта Защитная) и Juustilanselkä (Новинское озеро). В этом районе на обоих берегах рукавов находилась деревня Lavola.

По сути дела, на этих порогах древнее русло реки Вуокса впадало в воды Финского залива, поэтому Suomenvedenpohja – это бухта, т. е., часть залива, а Juustilanselkä еще озеро.

Во время строительства канала его содатели не располагали мощной дноуглубительной техникой, чтобы пробить эти пороги, поэтому и было принято решение прорыть искусственную перемычку через остров, состоящий, скорее всего, из мягких осадочных пород.

Это единственный шлюз старого Сайменского канала (Saimааn kanava), доступный для посещения.

Остальные сохранившиеся шлюзы находятся либо на территории Финляндии, либо на арендованной территории, прилегающей к новому реконструированному каналу.

Добраться до него достаточно сложно, так как он находится между двумя островами, а некогда существовавшие мосты или переправы уничтожены.

Однако зимой, когда залив замерзает, до шлюза можно добраться по льду.

Современный вид на шлюз со стороны верхнего бьефа:


Конечно, зимняя прогулка не дает возможность полностью оценить все сооружение, так как гранитные набережные в верхней и нижней частях шлюза покрыты льдом и снегом.





Но можно, не спеша, пройти конечную часть пути, которую совершали суда перед тем как, закончив проход канала, направлялись к причалам Выборга или дальше, к Uuras (Высоцку) и Петербургу.
Сохранившаяся протока с южной стороны шлюза:





Вид на шлюз со стороны нижнего бьефа:







В первые годы существования канала парусные шхуны из озера Саймы ходили к берегам Испании и в порты Средиземного моря.

Этот небольшой шлюз, дает представление о том мастерстве и той любви с которыми финны, шведы и русские строили это довольно сложное гидротехническое сооружение.

Глядя на облицованные гранитными блоками набережные, можно подумать, будто сама природа причудливым образом огранила их и уложила, плотно пригнав друг другу на берега островов, в точности повторяя их изгибы.

И только сохранившиеся причальные тумбы и правильные формы камеры шлюза напоминают нам о том, что мы имеем дело с искусственным сооружением.

В глубине острова, находящегося севернее шлюза, сохранился фундамент предположительно насосной станции, некогда перекачивавшей воду в шлюз.

Ни береговых сооружений, ни верхних, ни нижних ворот и приводных механизмов не сохранилось.

После ввода в строй 7 сентября 1856 года канал неоднократно реконструировался.

В 1893—1903 годах была произведена первая реконструкция канала с применением бетона.

Затем, в 1927 году началась реконструкция канала без остановки судоходства — новые шлюзы строились рядом со старыми, в то время как старые продолжали работать.

К 1939 году из запланированных работ было выполнено почти 40%.

После Зимней войны в 1940-1941 годах канал не функционировал, а во время ее продолжения в 1941 — 1944 годах деятельность его была восстановлена.

После окончания войны, вплоть до 1963 года прошлого столетия канал находился в полуразрушенном состоянии, хотя переговоры о его восстановлении шли с 1948 года.

Наконец, был найден компромиссный вариант, по которому Финляндия арендовала часть канала, находящегося на советской территории и осуществляла коренную реконструкцию сооружений, а советская сторона обязалась за счет финансирования финнами построить мосты и некоторые другие сооружения.

Через пять лет 5 августа 1968 года реконструированный канал был открыт.

28 шлюзу Lavola в нем места не нашлось и он остался как памятник человеческому упорству, стремящегося изменить природу наилучшим образом для своих нужд, не нанося ей вреда и гармонично сочетая рукотворные объекты с природным ландшафтом.





Небольшое лыжное путешествие к шлюзу:

https://www.youtube.com/watch?v=8m5JauiiPxQ