?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
На выборгских развалинах. Часть 124.
reg_813

Turkinsaari — прогулка по обочине.

Turkinsaari или остров Овчинный расположен примерно в десяти километрах к юго-западу от Выборга.

Остров имеет полтора километра в длину и около трехсот метров в ширину. В некоторых местах наблюдается выход скальных пород, в некоторых местность низменная, частично заболоченная.

Остров покрывала пышная растительность с преобладанием хвойных пород сосны и ели.
Turkinsaari начал осваиваться еще в во второй половине 19-го века. Тогда на острове были возведены несколько зданий казарм, склад боеприпасов и небольшая православная часовня.


В независимой Финляндии остров стал государственной собственностью, там были интернированы в 1921-22 годах участники Кронштадтского восстания, а также беженцы из Ижоры и Карелии, которые бежали от преследований.
Были среди интернированных и кубанские казаки из лейб-гвардии казачьего полка и императорского конвоя.
Об этом напоминает памятный крест, установленный неподалеку от первого причала.






В первые годы независимости в развитии авиации ВВС Финляндии акцент был сделан на гидросамолеты. После рассмотрения возможных вариантов размещения гидропланов в Выборгском заливе, было принято решение инвестировать средства в два проекта на Turkinsaari Выборгского залива и Tervaniemi в Выборге.

На Turkinsaari работы начались летом 1926 года и в следующем году выполнение полетов с острова стало возможным.
На острове появились новые объекты, некоторые были перестроены, например, на месте православной часовни появилось новое капитальное здание, по некоторым сведениям - дом офицерского состава или дом холостяков.



Развитие ВВС в первые годы шло очень быстро, что отражается постоянными изменениями наименования авиабазы. Она именовалась: 3 Отдельным Морским эскадроном, Морской эскадрильей, Аэропортом, 4 эскадрильей.

На острове был лодочная служба, действовал паром Uuran (остров Высоцкий) - Turkinsaari, впоследствии был сооружен мост на Piispansaari (остров Подберезовый) с выходом на шоссе Выборг-Хамина.

Первоначально на авиабазе размещались выпущенные по лицензии в Финляндии немецкие машины Hansa-Brandenburg в количестве 13 штук.



Но ситуация с ними была напряженная, качество оборудования было неоднозначным.
В начале тридцатых годов были введены в строй 12 Blackburn Ripon - машин английской постройки, которые и составили основное ядро эскадрильи, базирующейся на
Turkinsaari.


Эти машины также выпускались в Финляндии по лицензии с 1931 года на заводе Valtionlentokonetehdas (VL, Финский государственный авиазавод) в Тампере.

Небольшой десятиминутный фильм о том, как горячие финские парни ураганят на этих воздушных тихоходах над Выборгским заливом, в водах которого иногда обнаруживают вполне себе симпатичных русалок.

https://www.youtube.com/watch?v=AeNo4XHmx_E

На рубеже 20-30 годов наблюдать ежедневные полеты до десятка машин Hansa-Brandenburg было обычным явлением в Выборгском заливе. Подготовка в авиационной школе пилотов и инструкторов, направляемых в морские аэропорты, включала около 24 часов летной подготовки на морском аэродроме Turkinsaari.

Не удалось избежать и несчастных случаев из-за слабой подготовки и ошибок пилотов, технических неисправностей, а также из-за недостатка летной дисциплины.

Смертельные случаев было в общей сложности четыре, в результате которых погибли восемь пилотов ВВС Финляндии.

Первой и самой трагической была катастрофа 1928 года. Hansa-Brandenburg при выходе из строя двигателя задел крышу финского лицея и машина упала на середину Torkkelinkatu при этом погибли два пешехода.

Авиабаза Turkinsaari, как и другие части ВВС Финляндии, подготовили пилотов и техников, отработали навыки боевого применения авиации, что нашло отражение в определенных достижениях в сражениях с превосходящими силами противника в Зимней войне и ее Продолжении.

Несколько фотографий из личного архива Miikki Rauhala (Миикки Раухала), дед которого служил на гидроаэродроме Turkinsaari с апреля 1934 года по май 1935 года в качестве помощника механика.






























Отличительные знаки, которые носили пилоты и работники авиабазы.




Во второй половине 30-х годов приоритет получило развитие сухопутных аэродромов.

Авиационная база на Turkinsaari была расформирована в 1938 году.

Остров был частично закрытой военной зоной, на нем была своя больница, несколько коммерческих организаций, небольшой стадион, радиостанция.





Turkinsaari пользовался большой популярностью в летний сезон, его посещали парусные, моторные, и гребные суда.

Остров был полностью разрушен в ходе Зимней войны. Деревья и здания были буквально сметены советской артиллерией и бомбовыми ударами с воздуха.

Пейзаж напоминал лунный, земля была испещрена кратерами от снарядов и бомб, лишь кое-где стояли одинокие стволы деревьев, лишенные крон.














Ни одно здание не сохранилось, растительность была полностью уничтожена.

Говорили, что на острове осталось только три дерева, не поврежденных осколками.

Turkinsaari был потерян в самом конце Зимней войны 9 марта.

Во время Продолжения войны ничего восстановлено не было, за исключение того, что финны превратили его в укрепленный район — один из рубежей обороны архипелага на входе в Выборгский залив.
Так остров выглядел в июне 1942 года.


Turkinsaari был важным оборонным объектом Выборгского залива и прибрежной полосы, защитники которого хорошо понимали, что его сдача выведет противника на материк и окружение финских войск к западу и северу от Выборга станет неизбежным. Открывается путь вглубь Финляндии

Но остров в Продолжение войны в июне-июле 1944 года захватить советским войскам не удалось.

В конце июня — начале июля 1944 года, после падения Выборга, советские войска предприняли три попытки развить успех.

О первой — наступлении на Ихантала я рассказывал в Части 68 Выборгских развалин.

Вторая попытка - Выборгская десантная операция началась 30 июня 1944 года силами двух стрелковых дивизий - 124 и 224, входивших в 59 Армию.

В течение десяти дней удалось захватить острова архипелага в районе Пильского и Тронгзундского проливов.












Однако попытки высадиться на острова Turkinsaari, предпринятые 5-7 июля 1944 года потерпели неудачу.

5 июля утром силы 185 стрелкового полка, численностью до батальона, пытались атаковать с островов Ravansaari (Малый Высоцкий) и Uuran (остров Высоцкий).

Для десантирования использовалось 40-50 гребных лодок. Попытка десантирования не удалась, батальон был уничтожен огнем из стрелкового оружия и артиллерии. Потери финнов - один погибший и 25 раненых.

Вечером того же дня, советские войска снова пытались атаковать двумя группами из 12 лодок, под прикрытием бpонекатера, но и эта атака была отбита.

6 июля в 19.50 снова была предпринята попытка высадить десант. На этот раз советские войска смогли высадиться на остров, но и этот десант погиб во встречном бою.

Финны потеряли более 30 человек и вынуждены были вызвать подкрепление 283 человека из резерва, в основном пожилого возраста.

5 и 7 июля были предприняты попытки высадиться на соседний Hannustiensaari, где еще во второй половине 19 века была оборудована позиция береговой артиллерии, обе закончились неудачей.

5 июля утром 12-15 гребных лодок с десантом попытались высадиться на Нannustiensaari, но артогнем было уничтожено шесть лодок и примерно столько же из стрелкового оружия. Некоторое количество бойцов высадились на берег, но к полудню десант был ликвидирован. Около 13 часов примерно десять лодок опять предприняли попытку высадки. На этот раз удалось уничтожить только одно судно, с остальных на каменистый пляж высадились бойцы Советской Армии.

Но в ожесточенном встречном бою все они погибли. Было еще несколько попыток захватить остров. Но все они оказались безрезультатными.

7 июля в 2 ночи восемь десантных кораблей (тендеров)



при поддержке двух бронекатеров начали новое вторжение.

Два судна были уничтожены огнем противотанковых ружей. Еще на четырех возник пожар и они затонули, остальные отошли.

В последующие дни, 8 и 9 июля были предприняты попытки высадить десанты на Harjuniemi (мыс Шатунок), Koivusaari (остров Березник), Essaari (остров Продольный) и Niemilauta (мыс Плоский).


Удалось высадиться только на западном берегу Niemilauta, но усилиями подразделений 122 немецкого дивизиона, входившего в состав V армейского корпуса, десант был уничтожен.

Перед десантированием по позициям финских и немецких войск наносились мощные артиллерийские удары 1-ой гвардейской Краснознаменной Красносельской морской железнодорожной артиллерийской бригадой, имевшей в своем составе три орудия 180-мм и восемь орудий 130-мм.

Однако и здесь все попытки оказались неудачными. На дальних подступах тендеры и бронекатера уничтожались артиллерийским огнем, на близких дистанциях немецкие и финские войска применили фаустпатроны, при прямом попадании которого в тендер шансов на спасение у десанта не оставалось.

Всего при попытке десантирования на Harjuniemi, Koivusaari и Essaari было потоплено около 14 тендеров, на каждом из которых могло находиться до 56 десантников.

Днем 9 июля был замечен еще один конвой в количестве 28 тендеров и бронекатеров (видимо, основной корпус десанта), но он ушел в сторону Uuras (Высоцк) после того, как стало ясно, что первая волна десанта потерпела неудачу.

За небольшой период боев обе стороны потеряли большое количество личного состава.

Можно сказать, что острова Выборгского архипелага обильно политы кровью, а в водах Выборгского залива погибли тысячи советских бойцов, оплатившие своими жизнями великую победу.

В целом V финский армейский корпус (armeijakunta) потерял на островах и на материке между 22.06.-12.07.1944 г. 4400 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести.

Потери прибрежной артиллерия составили 628 человек, из которых 297 были убиты.

122 немецкий дивизион потерял около 600 человек.

Эстонский 200 стрелковый полк потерял 17 убитыми и 32 ранеными.

Потери советских войск также были немалыми:

- 224 стрелковая дивизия, 30 июня - 9 июля 1944 года: общие потери составили 2623 человека, из которых 1280 убитых, 1 167 раненых и 176 пропали без вести. Таким образом, общие потери составили около половины её состава.

- 124 стрелковая дивизия, к началу Выборгской десантной операции в ней насчитывалось 5041 человек, и к 9 июля ее численность сократилась до 4626 человек. Это предполагает потери в 415 человек за этот период времени.

Подразделениями, которые понесли самые тяжелые потери в этой битве, были:

- 406 пехотный полк 124 стрелковой дивизии, который согласно статистике 03-12 июля 1944 года понес потери в общей сложности 473 человека, из которых 191 убитыми, 269 ранеными и 13 пропавшими без вести, этот полк сражался на острове Teikarinsaari (остров Игривый) 5 июля.


  • 160 пехотный полк 224-й стрелковой дивизии. Это подразделение, совершившее неудачную высадку на острова Teikarinsaari (остров Игривый) и Melansaari (остров Кормовой) 4 июля 1944 года, имевшее 1266 человек личного состава, из которых 1135 человек приняли участие в десанте, потеряло 1027 человек.


  • 1 батальон 260 морской стрелковой бригады потерял 55 человек пропавшими без вести 3 июля 1944 года, возможно при высадке на Teikarinsaari


Финская сторона также понесла тяжелые потери при обороне Teikarinsaari: 300 убитых и 530 раненых и пропавших без вести.

Несмотря на большие потери и захват островов, основную цель десантной операции — высадка на материковую часть Финляндии, захват плацдарма и развитие наступления на Хельсинки, выполнить не удалось.

О причинах провала Выборгской десантной операции рассуждает историк Марк Солонин:

«И, действительно, высадка десанта началась, которая была сорвана. Это невозможно понять, но она была сорвана финской бомбардировочной авиацией. Финская бомбардировочная авиация в количестве 66 самолетов – понятно, что это было, это были английские «Бленхеймы» 1940 года рождения



и советские трофейные СБ




– вот эта бомбардировочная авиация, не потеряв ни одного самолета, бомбила и своим бомбардировочным ударом сорвала высадку советского десанта, это при том, что у нас там было 489 истребителей, не считая ВВС Балтийского флота.» http://echo.msk.ru/programs/victory/500038-echo/

Возможно, в срыве Выборгской десантной операции действия финской бомбардировочной авиации имели большое значение, но основные причины неудачи, скорее всего, слабая техническая и организационная подготовленность десантной операции, а также отсутствие опыта морских десантных операций у большинства задействованных частей.

Взяв Выборг через 11 дней после начала боевых действий, за что командующему Ленинградским фронтом Говорову было присвоено маршальское звание еще в ходе операции, командование решило, что противник окончательно деморализован и оказать существенного сопротивления не способен.

В тот самый день, когда был занят Выборг, был подписан следующий приказ Говорова: «Продолжить наступление не позднее 26 июня, главными силами овладеть рубежом Иматра, Лапеенранта, Верейеки». Важно, что эти имена обозначают: это уже финская территория, не вошедшая в состав СССР после Зимней войны.

Ясно, что последующей задачей было продолжение наступления на юг и на запад, то есть, вглубь Финляндии.

Для этого предполагалось действовать на трех направлениях:


  • Тали-Ихантала-Энсо (Светогорск),


  • десант на архипелаг при входе в Выборгский залив с последующим выходом на материковую часть,


  • форсирование реки Вуоксы в районе порогов с выходом на Käkisalmi (Приозерск).


Ни одну из этих операций нельзя назвать удачной.

Советские историки называли Выборгскую операцию Ленинградского фронта четвертым сталинским ударом из десяти, приведших к победе.

На сталинский удар финны ответили, как образно говорит Марк Солонин, тремя оплеухами, которые и предрешили результат советско-финской войны.

Выборгская десантная операция, как я уже указывал, проводилась, в основном, силами двух стрелковых дивизий, 124 и 224, входивших в 59 Армию, пехотой, просто пересаженной на гребные лодки, тендеры и бронекатера из числа приданных 59 армии сил Кронштадтского морского оборонительного района.


Единственными профессионалами для таких операций могли считаться только разведчики 260 морской стрелковой бригады, да и те понесли тяжелые потери при десантировании.

За четыре года финская сторона значительно укрепила оборону островов, сектора возможных направлений десантирования были пристреляны, подходы к ним были перекрыты минными полями.

Кроме того, после потери Бьёркского архипелага в Выборгский залив были переброшены оставшиеся немецкие и финские корабли и катера. Береговая артиллерия насчитывала 131 ствол.

Зачастую, советские тендеры и бронекатера просто не смогли подойти к берегу, подрываясь на минах и неся потери от ударов авиации, огня береговой артиллерии, противотанковых ружей и снайперов.

Были случаи гибели и от собственного артиллерийского огня.

Такова настоящая цена победы.

В настоящее время Turkinsaari необитаем, природа скрыла дороги и руины.

Сохранились остатки второго слипа с которого уходили в небо гидропланы.



В левой его части можно обнаружить круговой бетонный бруствер позиции зенитной пушки или пулемета.




Второй ангар не сохранился.
По замшелым бетонным ступеням поднимаемся на бывшую дорогу, ведущую вправо - к первому слипу и ангару, налево - к первому причалу паромной переправы.




Двигаясь вправо, проходим мимо дома технического персонала (или бывшей ремонтной мастерской?), фундамент которого, заросший акацией, стоит почти у самого берега.






Чуть дальше, слева от дороги находилась радиостанция.

Возможно, это остатки фундамента для растяжки антенны или флагштока.


К сожалению, обнаружить следы здания радиостанции не удалось.

Далее выходим к зданию бывшей минной лаборатории, время появления которой считается 1915 год. Наличие амбразур является свидетельством о двояком назначении здания, не только хранилища, но и защитного сооружения.

Прямо напротив находился первый слип, который имел два спуска и ангар. От ангара не осталось ничего, границы слипов еще можно определить по бетонным стенкам.








Здесь также обнаруживается позиция зенитного орудия.

Далее дорога выходит к мосту на Piispansaari,


рядом с ним на противоположном берегу развалины еще одного причала.



Вид на Piispansaari, на скалистые острова просто завораживает.

От казарм, госпиталя, столовой и сауны, «холостяцкой гостиницы», бывших жилых домов, магазинов, сохранились, в лучшем случае, заросшие мхом бетонные фундаменты.




Возможно, это развалины госпиталя:



Когда-то эта лестница вела на второй этаж здания, выполненного из дерева.







Когда-то, даже в послевоенное время, в глубоком колодце было вода.




Судя по расположению, это развалины магазина и остатки колодца.










Сейчас остров представляет собой поросшую девственной тайгой местность,



в которой ощущаешь себя сталкером, исследующим неведомый мир, в котором когда-то любили и ненавидели, смеялись и плакали, в общем-то, такие же люди, как и ты.

Этот разрушенный мир оказался невостребованным, кроме природы, которая, кажется, одна старается восстановить красоту так, как она ее понимает, залечивая раны, нанесенные ей человеком неразумным, homo non sapiens.

И опять возникает вопрос, за что погибли эти тысячи воинов, если территория, ими отвоеванная, пребывает в развалинах и запустении?

Почему мы допустили, что даже сохранившиеся здания разрушаются на наших глазах, а то немногое, что сохранилось, за что были отданы тысячи и тысячи жизней, отторгнуто от большинства и является собственностью немногих, создавших для себя особый мирок?

Остальным предназначена обочина — необитаемые острова, умирающие деревни и депрессивные города.

Видеоролики о посещении
Turkinsaari:
https://youtu.be/dWSwblr4CDQ

https://www.youtube.com/watch?v=8hIXdkMiMeE
https://youtu.be/r-Y7nZ9khmQ



  • 1
Есть подозрение, что "круговой бетонный бруствер позиции зенитной пушки или пулемета" на самом деле является погоном г-образного крана для замены поплавков.
Если не секрет, где можно прочитать про 122 немецкий дивизион, входивший в состав V армейского корпуса и фаустпатроны?

На выборгских развалинах. Часть 124.

О 122 немецком дивизионе можно посмотреть здесь:
https://forum.axishistory.com/search.php?keywords=German+122+division&sid=a5339b553e450411dcab0f44e9b7de9b

Относительно назначения "кругового бруствера".
На эту мысль наталкивает поразительное сходство с аналогичным сооружением на Pappilanniemi.
https://reg-813.livejournal.com/18987.html
Только там позиция предназначалась для довольно крупного зенитного орудия 76 mm Bofors M/27.
А вот зенитный автомат 40 ITK / 34 В или зенитная пушка 40 ITK / 35-39 Bofors вполне вписываются в это сооружение.



Re: На выборгских развалинах. Часть 124.

В вашем тексте есть архивные фотографии с этими кранами. Они расположены рядом со слипами. Сопоставьте место съёмки и расположение слипа. Если это Ваши фото, конечно.
Любое орудие предполагает наличие посредника между ним и бетоном в виде лафета. А лафет крепится к бетону посредством резьбовых шпилек в него замурованных. Шпилек на ваших фотографиях нет.
Что касается крепления растяжки антенны, то здесь я тоже не согласен. Скорее всего это остатки флагштока. Хотя здесь я не уверен, так как швеллера обломаны у основания. У финнов эти флагштоки были установленного образца и встречаются довольно часто. На том же острове их несколько. Есть в Черкасово и ещё нескольких местах.
А за ссылку спасибо. Правда прочитать её не просто, но попробую. :)

Re: На выборгских развалинах. Часть 124.

Спасибо за замечания.
Резьбовые шпильки для крепления лафета сохранились на сооружении, находящемся на втором слипе, при случае сниму их крупным планом. Что касается первого слипа, то там подобное сооружение густо заросло, если его почистить. то, надеюсь, и там они присутствуют.
О флагштоке - вполне разумное замечание.
С уважением,
Валерий.

  • 1