?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
На выборгских развалинах. Часть 139.
reg_813

Mon Repos или смерть, длиною в 80 лет.

Я давно собирался написать о чудесном и неповторимом месте на выборгской земле - усадьбе Mon Repos.

Собирал материал, пытался его систематизировать, но в один прекрасный момент флешка с ним вышла из строя и вся собранная информация оказалась утеряна, копию же я не удосужился создать.

В настоящее время, после погрома, учиненного в парке под видом реставрации и возрождения пришло время высказать и свое мнение, мнение человека, родившегося в этом городе и с детства много раз побывавшего в парке усадьбы и его окрестностях.

Многие высказывают мнение, которое кажется вполне обоснованным, что теперь парк уже никогда не будет таким, каким мы его помним. Некоторые идут дальше и уверяют, что жизнь усадьбы закончилась и она окончательно умерла.

Мне же кажется, что дату смерти усадьбы можно отнести почти на 80 лет назад и даже назвать точную дату — 30 ноября 1939 года, начало Зимней войны, когда под лживым предлогом обеспечения безопасности СССР была начата позорная агрессия против независимой Финляндии.

Сейчас уже ясно, что концепция усадьбы, основанная на индивидуальном и неповторимом, бережно сохраняющая природный ресурс и допускающая минимальное рукотворное в него вмешательство, противоречит основной идеологии коммунизма — разрушение всего, созданного капитализмом и построение на руинах  нового универсума, предполагающего всеобщее равенство на грани смешения противоположностей.

И все последующие годы были только растянутым во времени уничтожением уникального памятника.

После того, как Выборг вошел в состав СССР, началось преобразование имения в духе коммунизма.

В усадьбе расположился военный санаторий.

Красноармейцами были разграблены семейные склепы бывших владельцев усадьбы на острове Людвигштайн.

Скульптура Вяйнемейнена, выполненная из цинкового сплава, скорее всего, была сдана в утиль.


Mon Repos, 1941.09.10. Следователь и лейтенант Svartström рядом с опустевшим постаментом.

Практически все деревянные постройки, кроме центральной усадьбы, библиотечного и административного корпусов были уничтожены.

Многие выборжцы никогда не видели оригинальных построек, без которых усадьба просто немыслима.

Это павильоны «Паульштайн»,



«Хижина отшельника»,



«Храм Нептуна»,






«Турецкая палатка»,





«Мариентурм»,
















«Чайная беседка»,



«Бель-вю»,



китайские мостики,

















скульптура «Вяйнемейнен, играющий на кантеле»,




паромная переправа на остров Людвигштайн,



входные ворота,




китайский зонтик.

Небольшая часть их восстановлена.

Живописный потолочный плафон, более полутора веков бывший главным украшением большой залы Главного усадебного дома на сюжет из античной мифологии - “Встреча Венеры и Марса” Якоба Меттенляйтера, одного из наиболее известных и успешных придворных художников рубежа XVIII-XIX вв., был похищен в 1966-67 годах.

Первый владелец усадьбы Монрепо (тогда она называлась Шарлоттенталь) наряду с домом выстроил большую оранжерею; её длина вместе с флигелями достигала 82 м.

Принц Вюртембергский, снеся предыдущую, выстраивает свою оранжерею оригинальной конструкции.

Ludwig Heinrich, Baron von Nicolay третий владелец имения Монрепо,




достраивает еще несколько оранжерей и создает настоящий усадебный оранжерейный комплекс, где выращивались разнообразные экзотические растения, в том числе и плодовые, которые в летний период использовались для декоративного оформлении Главного усадебного дома и парка.


Сегодня оранжерея парка и примыкающее к ней административное здание, которое ранее именовалось «Домом садовника» входят в сохранившийся комплекс усадебных зданий.

В ходе капитального ремонта «Дом садовника» был частично разобран, а на его месте появилось деревянное здание.

Неоднократно перестраивалась и оранжерея.

В советское время полностью перестроено южное крыло оранжереи, обновлено и северное.

Были пробиты проемы в восточном фасаде центрального павильона.

На данный момент в оранжерее сохранились центральный и северный павильоны, руины стен южного павильона.

По проекту реставрации, размещенному на официальном сайте парка, предусмотрена переделка парковой композиции под период владения парком Николаи старшего (1804-1806 годы).

Источник «Нарцисс» в результате варварски проведенной мелиорации  практически умер и неясно, оживет ли он вновь.




В течение многих десятилетий за парком не было надлежащего ухода,



что и привело, как уверяют разработчики, к необходимости единовременного уничтожения большого количества деревьев, и нет никакой гарантии, что после освоения средств МБРР, все не вернется на круги своя, и усадьба не будет брошена на произвол судьбы, как в былое время.

Сама концепция восстановления в виде регулярного парка с элементами природного вызывает отторжение тем, что в ней явно просматривается имперский вариант превращения природного парка в некий северный недо-Версаль, попытка вычеркнуть из истории Выборга период нахождения его в составе независимой Финляндии.

Не предусмотрены средства на восстановление обзорной башни «Бель-вю».

Да и сама схема привлечения подрядчиков к работам и их репутация вызывает подозрения в коррупционном сговоре.

После ряда задержек для России зарезервирована огромная сумма денег, около 29 миллионов евро.

Большая часть этого займа предоставлена Международным банком реконструкции и развития (МБРР) в 2010 году, используются также и средства российского государства.

Средствами распоряжается частный Фонд FISP, специализирующийся на восстановлении и других инвестициях в Санкт-Петербурге.

Основную работу по реставрации выиграла строительная компания «Возрождение», фирма, которая вместе с Фондом FISP замешана в коррупционном скандале, связанном с работами по реставрации Санкт-Петербургского Эрмитажа.

Привлечение гастарбайтеров — явный признак попытки сэкономить на качестве рабочей силы.

Таджик Бахтияр Эмомов, семь лет проживающий в Санкт-Петербурге, опускается на срубленные деревья перед надгробной плитой Людвигштайна.

«У нас будет ребенок в феврале. Мы пробовали два года и, наконец, преуспели», - говорит беззаботный будущий отец, не беспокоясь о статусе или будущем усадьбы.

Начатая работа с использованием нечетких и фрагментированных планов, без помощи экспертов Mon Repos, вызывает беспокойство как в России, так и в Финляндии.

«Ситуация вызывает тревогу», - говорит финско-швейцарский историк и эксперт по старым паркам, доцент университета Аалто Eeva Ruoff.

Она не понимает, почему для парка разрабатывается внешний решетчатый сад, которого никогда не было в парке.

Это также создает подозрения, что подробная информация об основах реставрационных работ или конкретной реализации реставрационных работ не является общедоступной.

«Хуже всего то, что там работают огромные машины. Дерево умирает, потому что, когда почва разрушается, корни повреждаются, особенно если земля не замерзает. В то же время старый культурный задел и старые формы парка, которые должны спасены, могут быть окончательно уничтожены» - говорит Eeva Ruoff.

https://seura.fi/asiat/ajankohtaista/katso-kuvat-tuhoista-viipurin-ikimuistoinen-monreposn-puisto-revittiin-pilalle-entisoinnin-yhteydessa/

Несколько старых панорамных снимков усадьбы, как оно было.



































Песня Erik Lindström на слова Aili Runne «Помнишь Монрепо» посвящена потрясающему по своей красоте пейзажному парку.

Песня принесла известность певице Annikki Tahti, которая впервые исполнила ее в 1955 году. Песня стала в Финляндии очень популярной.

https://www.youtube.com/watch?v=6XY3oAB7Vyk


  • 1
Там надо поправить: Ээва Руофф - женщина). Большое спасибо за содержательный пост. Очень жалко Выборг - прослужил в нем 4 года с осени 1975 по осень 1979 в 129 мсп на Кривоносова.

На выборгских развалинах. Часть 139.

Спасибо за замечание и отзыв.
С уважением, Валерий.

Валерий, большое спасибо за ваши кропотливые статьи.
Я родом из Светогорска и всё детство меня не покидало ощущение, что до нас тут жили какие-то атланты — поросшие мхом фундаменты у озер, загадочные руины заводов и башен, опоры мостов, фрагменты мощений, заросшие ж/д пути.
Понятно кто виноват (мы), но непонятно что делать.

Edited at 2018-06-07 12:38 pm (UTC)

  • 1