?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
На выборгских развалинах. Часть 141.
reg_813

Последний аккорд.

За небольшой период длиной в пару десятков лет финским архитекторам, работавшим в Выборге, удалось оставить после себя целый архитектурный мир, мир финского функционализма.

В начале своего существования как независимого и суверенного государства Финляндия получила ощутимое подтверждение состоявшейся нации, показав миру прекрасные образцы зданий, построенных по современной технологии, сочетающих в себе простоту архитектурных линий, функционализм интерьеров, отделки, инженерных решений внутренних коммуникаций.

И все это вместе взятое имело своей целью сделать жизнь и работу в них максимально комфортной.

Около ста подобных сооружений было построено в Выборге за эти годы. Среди них жилые и коммерческие дома, спортивные сооружения, склады и производственные здания, культовые учреждения, кинотеатры, школы, библиотеки и музеи. Можно сказать, что весь спектр деятельности человека был воплощен в камне, в городе был создан своеобразный оркестр из зданий, каждое из которых выполняло свою партию в симфонии человеческой жизни.

Здание страховой компании Karjala и ее дочки компании по страхованию от несчастных случаев Ilmarinen, известное как «выборгский небоскреб», было спроектировано архитектором Olli Pöyry (Olli Johannes Pöyry, 30.07.1912 г., Улеаборг, — 11.01.1973 г., Оулу),



выигравшим конкурс на строительство на треугольном участке при пересечении улиц Kannaksenkatu (Леншоссе) и Brahenkatu (Московский проспект), ранее приобретенным в собственность страховой компанией.

Автор проекта был преподавателем Хельсинского технологического университета с 1942 по 1959 год и профессором архитектуры Университета Оулу с 1960 года.

Кубический объем нового здания составил 16600 м3, в здании было много складских помещений и более 240 м2 офисных помещений на первом этаже. Этажность здания была определена в 11 этажей, и это было самое высокое здание в Выборге.

Первые два этажа предназначались для офисов, а остальные были жилыми. Офисные помещения второго этажа выступали из основной массы по всему зданию, образуя как бы горизонтальный эркер.

Строительные работы начались в 1939 году, (подрядчиком выступила известная строительная компания "Pyramid") и уже в начале октября здание было возведено под крышу





и началась внутренняя отделка - были установлены оконные и дверные рамы из высококачественного дуба, но строительство было прервано в ноябре 1939 года в связи с началом Зимней войны.

Во время бомбардировок здание практически не пострадало,





несмотря на то, что окружающие здания горели, квартал напротив, состоящий в основном из деревянных зданий, был уничтожен полностью.

Как всякое необычное явление, это здание сопровождает шлейф мистификаций и домыслов, в котором правда сливается с ложью, исторический факт кажется вымыслом, а вымысел представляется непреложным фактом.

После взятия Выборга советскими войсками, специалисты по городскому строительству и хозяйству приступили к исследованию того, что осталось от города.

Здание в строительных лесах в центре города вызвало у них некоторое недоумение.
В отсутствие документации возникли вопросы по проекту, технологии его осуществления и назначения здания.
Наиболее горячие головы предлагали снести это уродливое детище вырождающейся буржуазной архитектурной мысли. А самые перегретые требовали тотального уничтожения города и построение нового социалистического города будущего.

Как пелось в известной песне, бывшей в то время гимном Советского Союза: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим...»

Но некий ушлый политработник, посмотрев на леса, окружающие недострой, предложил сфотографировать это здание и представить его как разрушенное варварами-белофиннами и восстановленное социалистическими, не имеющими мировых аналогов, темпами.

Идея понравилась. Тем самым вопрос о сносе здания был снят и после краткого раздумья было рекомендовано здание достроить и приспособить его под нужды Ленинградского кинотехникума.

Кино, как известно, в СССР было важнейшим из искусств.

Но в течение первого краткого советского периода до него руки не дошли.

Когда финны в августе 1941 года вернулись в город, они нашли здание в строительных лесах, как и полтора года назад.



Однако, оконные рамы и дверные косяки исчезли, наверное, им нашли более правильное социалистическое применение. Сегодня сказали бы, что их «скомуниздили». К тому же котельная оказалась затопленной водой.

Однако, несмотря на военное время, финны сумели закончить строительство с неизменным для них высоким качеством.
Так здание выглядело в начале 1942 года.



Здание было открыто 29 мая 1943 года.


Второй этаж здания заняли офисы страховых компаний Karjala и Ilmarinen.

Низкий центральный вход, ведущий в жилую зону, украшенный двумя колоннами, напоминал вход в пещеру.

В жилой зоне было два лифта, гранитные лестничные марши, на верхнем этаже здания разместились бытовые службы: сауна, прачечная с центрифугой и гладильной машиной, помещение для сушки белья, а также обзорная площадка.
Оборудование 40 квартир включало электрические печи и холодильники, последние, возможно, не были закуплены.

Ряд апартаментов имели балконы, имелась и гостевая комната с камином. В здании было два подземных этажа — для автомобильной парковки и технических служб.

Южный фасад, имеющий полукруглую форму, прорезан горизонтальными панорамными окнами,



это несколько принижает здание, что, по всей видимости, сделано предумышленно.
Противоположный северный фасад вогнутой формы прорезан по всей высоте вертикальной шахтой, внутри которой находятся балконы.


Обходя здание по периметру, открываешь новые неожиданные детали, каждая из которых имеет свое назначение.

Вот как описывает корреспондент городской газеты впечатления от вида города со смотровой площадки:

«Мы наконец достигли мансардного этажа. Из солярия открывается прекрасный вид на весенний Выборгский залив,



на разрушенный и частично восстановленный город.



С другой стороны видны лесные ландшафты.



Здесь жители дома, вероятно, будут проводить летние вечера, и, возможно, некоторые не поленятся подняться сюда и утром, наблюдая восход солнца».

Здание страховой компании Karjala представляет собой образец жилищного строительства высокого уровня и является последним зданием в стиле функционализма, возведенным в финском Выборге.

Это как бы завершающий аккорд двадцатилетней каменной симфонии, писавшейся талантливыми и неравнодушными к городу людьми, аккорд, прозвучавший три четверти века назад и завершивший ее на самой высокой ноте.

Для многих выборгских городских архитекторов и привлеченных специалистов из других городов работа в городе была просто эпизодом в их деятельности, но ее они выполняли так, словно Выборг был их родным городом, настолько бережно и тщательно они прорабатывали свои решения, гармонизируя их с общим архитектурным настроем города.

Их пример говорит, что талант не является следствием больших размеров страны, величины природных богатств или принадлежности к особой нации.

Основной причиной расцвета является свобода, свобода мысли, свобода действий. И конкуренция и того, и другого.

В настоящее время дом находится в неудовлетворительном состоянии, практически все дубовые оконные рамы заменены дешевым пластиком,



а фасад уродуют многочисленные радиаторы кондиционеров и местами отслаивающаяся штукатурка.

Один из немногих сохранившихся оригинальных оконных переплетов из дуба.


Но, как и семьдесят пять лет назад, выборгский небоскреб стоит на склоне Мельничной горы, как бы немного откинувшись назад и подставив свой фасад солнцу и ветру.



















  • 1
Спасибо! Как всегда, очень интересно!

  • 1