?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
На выборгских развалинах. Часть 142.
reg_813

Финский Зомбиленд, сообразили на троих, двойной агент на службе ее императорского величества...

Лето, как известно, время отпусков и путешествий.

Вот и я, сменив компьютерное кресло на автобусное, отправился в Савонлинну — небольшой финский городок на востоке Финляндии. По пути заглянул в пару интересных мест.

Первая остановка - Сад скульптур Veijo Rönkkönen ( 25.02.1944 г., Parikkala — 23.03.2010г., Parikkala)




в Parikkala, в 2015 году попавший в топ-двадцадку самых пугающих туристических мест по версии американского журнала Conde Nast Traveler.

Veijo Rönkkönen работал над этим садом почти пятьдесят лет.

В результате под его руками родились около пятисот бетонных скульптур в самом необычном саду.

Парковые статуи Parikkala являются, несомненно образцами высокого художественного уровня, это сад грез, сад фантазий, близких, в ряде случаев, к ночному кошмару.

Rönkkönen работал над различными и меняющимися темами годами, а группы скульптур включают в себя десятки отдельных работ. Экзотические темы,



животные,



люди из иных культур



создают увлекательную фантасмагорическую атмосферу.

Реальность повседневной жизни остается за пределами парка и мы, шествуя по бетонным плитам, попадаем в мир величественных эффектов парка статуй.


Гротеск, неестественно наклоненные фигуры людей, создают искажающее зеркальное отражение толпы. Парк со своей бетонной аудиторией превращается в непрерывное карнавальное шествие, где каждая странная или удивительная фигура является неотъемлемой частью целого.

Значительная часть работ - это просто замаскированные автопортреты.

Центральная композиция «Занимаясь йогой» состоит из двухсот пятидесяти поз йоги самого художника.





Автор оставил нам памятник своего молодого тела.


Это ментальный центр всего парка, в котором предпринята попытка примирения физического и духовного мира, картина поиска единства, а также его возможные решения.

Это, наверное, одно из самых замечательных произведений искусства, созданных одним человеком.

Зачастую фигуры как бы рождаются из земли, травы или деревьев или являются их продолжением, или, наоборот, человеческое тело перетекает в природный объект.





В молодости Veijo Rönkkönen был известен как чрезвычайно скромный и несклонный к общению человек.

Создание скульптур - это был его способ общения с внешним миром.

Он не посмел выйти в мир, но пригласил весь мир к себе.

Однако, молчание исчезло в последние годы, и художник стал дружелюбным и юмористическим человеком.

Это преображение и возникшая радость жизни проявились в парке статуй и привели к появлению детской серии.

Эти работы - дети автора.





За свои работы в 2007 году Veijo Rönkkönen получил премию Финляндии Министерства культуры.

Veijo Rönkkönen не хотел думать о будущем парка.

Он мечтал покрыть весь парк песком и обречь его на тысячелетнее забвение, как китайские терракотовые фигуры.

Парк статуй Veijo Rönkkönen напоминает самые важные художественные произведения в мире.

Долгая и упорная борьба за то, чтобы найти баланс и смысл в собственной жизни, дала нам этот удивительный сад в Parikkala, который и является ответом на вечный вопрос - для чего я появился на свет. Вопрос, на который каждый из живущих отвечает по своему.

Следующая остановка - Музей леса Финляндии или Lusto.

У нас бы сказали: «Люди — второй лес!». Музей леса показывает - лес в Финляндии - это люди, ведь он служит, в первую очередь, для улучшения качества жизни, и только как источник прибыли — во вторую.

Заготовка леса — тяжелый труд, поэтому посетителей музея встречает скульптурная композиция вывоз леса конной повозкой,



рассматривая которую, трудно сказать, кому труднее, человеку или лошади, а в экспозиции музея представлен комплекс по заготовке леса — шестиногий агрегат,



запросто срезающий и распиливающий древесные стволы на стандартные бревна.

История и техника лесозаготовок,






образцы изделий из дерева,







деревянная скульптура





широко представлены в залах музея.

И запах древесины, возбуждающий и одновременно умиротворяющий, просто разлит в воздухе.

После окончания войны Финляндия оказалась в тяжелом экономическом положении.

Говорили, что каждый финн из заработанных трех марок, одну оставлял себе, вторую отдавал государству в виде налогов, а третью выплачивал СССР в качестве контрибуции.

Всего СССР получил в нынешних ценах около 4,5 миллиардов евро.

К этой проблеме добавились более четырехсотен тысяч беженцев с аннексированных территорий, что для общего населения в три с половиной миллионов человек означало демографическую, социальную и экономическую катастрофу.

В этих условиях правительство приняло план реабилитации и социализации беженцев, который включал и такой пункт, как выделение бесплатно лесного участка с целью последующего использования леса для постройки усадьбы.

Этот план в народе получил название «дом на своем горбу».

Я не нашел в открытом доступе подобной информации, но об этом мне рассказывал один из знакомых, достаточно близко знакомый с реалиями послевоенной Финляндии.

К сожалению, он несколько лет назад умер, перестав перед смертью узнавать знакомых, поэтому получить источник информации мне не удалось.

Следует отметить и такой факт, что СССР в качестве контрибуции охотно принимал финский лес, из которого строили целые коттеджные поселки.

Таким образом, финский лес сыграл не последнюю роль в возрождении финской экономики и социума, еще более сплотив нацию.

Посетителей музея встречает скульптурная композиция «на злобу дня» - деревянные фигуры трех президентов, Трампа, Путина и Ниинистё.

С присущим финнам юмором и легким сарказмом американский президент изображен в виде разгневанного учителя,




отчитывающего двух нерадивых двоечников.




Из правого кармана его выглядывает газета «Правда», намекая на непримиримую борьбу Трампа против fake news.

Чем провинился президент РФ, в общем-то, понятно из причин, по которым введены санкции.

А в чем причина недовольства Саули Ниинистё лучше знать самим финнам. Думаю, что претензии к нему вполне обоснованны.

Хотя, возможен и вариант так называемой политической корректности.

И небольшой штрих к отношению финнов к истории, чем собственно и объясняются мои зарубежные поездки.

Рядом с современным зданием Музея леса



находятся старинная телефонная будка



и здание бывшего вокзала.

Оба объекта, несмотря на разницу в величине, в хорошем состоянии, дающем представление о прошлой жизни.

И, наконец, Савонлинна, город, известный своим замком Olavinlinna, замком Святого Олафа, который был заложен по приказу регента Эрика Аксельссона в 1475 году на случай войны с Великим княжеством Московским, только что присоединившим к себе Новгород.

Выборгский замок, возникший почти на два века ранее, тоже имел отношение к святому, его имя носила главная башня или донжон.

Олаф Второй, будучи королем Норвегии, несколько лет провел в Новгороде в изгнании. Он славился своей мессианской деятельностью, проводя христианизацию Скандинавии и борясь с язычеством.

Канонизированный в 1164 году, он считается святым и православной церковью.

Его симпатии равномерно распределяются между протестантами и православными, в зависимости от того, в чьей власти находятся объекты названные его именем.
Это очень хорошо заметно по истории
Olavinlinna. Вначале он покровительствовал шведам, которые несколько раз отстояли замок от захвата его мосвокитами.

Olavinlinna (Olofsborg по шведски) с честью выдержал осады русских войск во время войн 1495-97 и 1554-57 годов.

Но стоило в результате очередной русско-шведской передряги по Абосскому миру 1743 года замку перейти в собственность Российской империи вместе с городком Savonlinna или по шведски Нейшлот, как святой воспылал любовью к русским.

Во время русско-шведской войны 1788—1790 годов шведские войска безуспешно пытались взять крепость и потерпели неудачу, чем весьма повеселили матушку — императрицу, которая отобразила сей конфуз в опере «Горебогатырь Косометович».

Рассказывают, что комендант крепости, будучи одноруким, на требование короля, возглавлявшего набег, открыть крепостные ворота, сослался на свое увечье и предложил сделать это самому королю.

Обидевшись, король пограбил окрестные села и сам городок, и отбыл восвояси.

После октябрьского переворота Savonlinna оказался на территории независимой Финляндии.

Во время Зимней войны он также подвергся бомбардировкам советских ВВС, в результате которых был разрушен кафедральный собор и близлежащие деревянные дома.










По  мирным условиям Савонлинна остался на территории Финляндии и сейчас является одним из городов, наиболее посещаемых туристами со всего мира.

Традиции европейского отношения к древностям в полной мере отразились и на состоянии таковых в Савонлинне.

Замок Olavinlinna,



городской собор,



деревянная застройка позапрошлого и прошлого веков,
















старые суда,









все это бережно восстанавливается и поддерживается в адекватном состоянии.

Экскурсионные суда — это, как правило, сохраняемые раритеты, не один десяток лет бороздящие воды многочисленных озер.

Городской кафедральный собор, основательно разрушенный во время Зимней войны, скрупулезно восстановлен.

Аналогичный выборгскому Герою памятник жертвам гражданской войны продолжает скорбить над их прахом.

Замок Olavinlinna — исторический объект, находящийся в идеальном порядке и продолжающий жить современной жизнью.



















Учитывая малые размеры помещений средневековой крепости они, за малым исключением, пусты, а не забиты различными артефактами.





Значительную часть замка занимает крытый концертный зал, в котором проводится ежегодный международный оперный фестиваль.




Остается только удивляться трудолюбию и мастерству народа, для которого родина — это не только слова, это и настойчивая работа по сохранению того, что было построено и сделано их предками, дальними и ближними.


  • 1
Если путешествовать в Савонлинну на автомобиле можно посетить ещё немало интересных мест . Там же где музей леса Lusto , проходит красивейшая дорога по грядe Пункахарью, с которой прямо напротив поворота на Lusto отвилка дороги ведёт в отель в котором в прошлом году финский президент принимал нашего президента. А ещё чуть дальше, недоезжая 15 км до Саворлинны находится коттеджным посёлок Керимаа, интересный для выборжан тем, что в нем последние годы своей жизни жил выборгский краеведед, поэт, переводчик , автор Выборгианы Михаил Костоломов. Сейчас дом Михаила Костоломова открыт для всех желающих. В доме находится значительная часть библиотеки Михаила.

"На выборгских развалинах. Часть 142."

Спасибо, что напомнили про Михаила Костоломова, сделавшего огромную работу по сохранению памяти о выборжцах, оставивших след в истории города.
Вечная память и благодарность.

Валерий.

  • 1