reg_813 (reg_813) wrote,
reg_813
reg_813

Category:

На выборгских развалинах. Часть 14.

 Железнодорожный вокзал.
    Здание выборгского железнодорожного вокзала (архитекторы Элиель Сааринен и Херман Гезеллиус, 1913 год) было построено из красного гранита и отразило черты югендстиля. Вокзал состоял из трёх корпусов, два - на площади, один - за железнодорожными путями.
    
    Главный фасад имеет много общего с аналогичным зданием хельсинкского вокзала, автором проекта которого был  также Элиель Сааринен и реализованного четырьмя годами раньше.
 

     Выборгский  железнодорожный вокзал стал одним из символов города, его визитной карточкой, наряду с Выборгским замком.  Если последний являлся символом исторического прошлого, времени войн, крестовых походов и захвата земель, то Выборгский вокзал символизировал наступление новой эпохи, эпохи торжества  технической и инженерной мысли. Недаром вид вокзала с разных ракурсов запечатлен на множестве фотографий и открыток первой трети двадцатого века.

   Во время Зимней войны здание получило незначительные повреждения. В конце августа 1941 отступающие советские войска взорвали здание вокзала.    Взрыв был осуществлен радиоуправляемым фугасом, когда финские войска уже вошли в оставленный Красной Армией Выборг.  

        Вот как об этом писала финская газета того времени:
    «Вокзал это самое печальное зрелище, которое предстаёт перед нами. Я спрашиваю у своего проводника, где вокзал, и получаю ответ: «Это - те развалины». От бывшего шедевра Элиэл Сааринена осталось только гора кирпичей. Ещё пока стоят некоторые стены таварной станции. Подавляющее зрелище! Вокзал и прилегающая к нему территория изуродованы. Железнодорожные пути и мост взорваны, мост на Папулу взорван». Газета Ууси Суоми, воскресенье, 31 августа, 1941 г.
Руины вокзала:
 

     
     Советские военнопленные на разборке руин  вокзала. 1942 год.

     Для советских людей вокзал был разрушен самими финнами.  
    До наших дней сохранилось лишь одно крыло, фасад и кровля которого подверглись существенным переделкам.
 


     
Оно используется как административное здание и контора багажного отделения. До последнего времени функционировал подземный тоннель, по которому к лифту доставлялись грузы, отправляемые багажом. Но отсутствие должного ухода привело его в   аварийное состояние  и в настоящее время тоннель  закрыт.  Багажное отделение после реконструкции:

     Из украшавших фасад четырех фигур медведей (скульптор Эва Гюльден) сохранились только две. Об их судьбе подробнее можно узнать по адресу: http://perecheek.narod.ru/medvedi.html
   Фотографии Выборгского железнодорожного вокзала, сделанные в разное время: 
























      В Виипури приехали участники песенного праздника. Из фотоальбома "Rakas Entinen Karjala" (1947, из-во W.S.O.Y., Порво). Фото с сайта: http://terijoki.spb.ru/g2/main.php?g2_itemId=84645


   Фотографии вокзала, сделанные в первый советский период 1940-41 годы:  
   План вокзала и компьютерная реставрация с сайта http://www.virtuaaliviipuri.tamk.fi/kortteli.php?lang=ru&block_id=160

    Современное  здание вокзала (архитекторы А.В. Васильев, Д.С. Гольдгор, С.Б. Сперанский, А.Н. Берков, 1953) представляет собой классицистический стиль сталинской эпохи.

 

   Как и в старом здании, главной отличительной чертой фасада стал огромный витраж.

        В связи с вводом в строй скоростной железнодорожной магистрали  Санкт-Петербург – Выборг-Хельсинки, здание и оборудование платформ было реконструировано.  Появилась ночная подсветка фасада:
 Отремонтирован также и пешеходный тоннель, ведущий  из здания вокзала к платформам:

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment