reg_813 (reg_813) wrote,
reg_813
reg_813

Category:

На выборгских развалинах. Часть 154.

Опережая время.

15 февраля 2019 года исполнилось 140 лет со дня рождения выборгскому архитектору, родившему в Выборге, Uno Ullberg.


Его отец Carl Johan был художником. Он был ответственным за малярные работы во многих домах, построенных в Выборге до Первой мировой войны, поэтому с детства будущий архитектор думал о строительстве и проектировании зданий.

После обучения в городском шведском лицее, в котором он стал студентом в 1898 году, он и его одноклассник Axel Gyldén подали документы в Политехнический институт в Хельсинки, где оба прошли курс обучения как архитекторы.

После возвращения в Выборг двое коллег по классу и студенчеству в 1906 году основали архитектурную фирму Gyldén & Ullberg, просуществовавшую три года.

Первой и основной работой фирмы стал двухэтажный дом семьи Hackman на углу улиц Pohjoisvalli и Piispankatu с главным фасадом, обращенным к берегу бухты Salakkalahti.

Дом стал началом новой эры городского строительства в Выборге.

Два молодых архитектора этой работой показали очевидное понимание окружающей среды в старом Выборге.

С точки зрения формата и материала здание как бы оппонировало крепости — замку на противоположной стороне пролива.



Использование гранита в сугубо мирных целях показывало перспективность этого материала в гражданском строительстве. Филигранная точность обработки камня против грубой военной идеи создать непреодолимый вал из плохо обтесанных гранитных блоков.

Дом был подписан на фасаде именами двух архитекторов, обычай, который был распространен в начале 20-го века.

Архитектурная фирма Gyldén & Ullberg распалась в 1909 году.

Позже Axel Gyldén спроектировал известный дом Eden, но ранняя смерть, он умер в 1916 году, не позволила ему в полной мере реализовать свой творческий потенциал.

Uno Ullberg продолжил заниматься архитектурой уже самостоятельно.

В Выборге Ульберг спроектировал в общей сложности пятнадцать домов, многие из которых занимают центральное место в городской среде.

Еще приблизительно в пятнадцати проектах по реконструкции зданий и создании городской структуры он принял участие.

На примере творчества Uno Ullberg можно изучать историю градостроительства. Поражает многообразие стилей в работах архитектора, его творческий диапазон — от классицизма через модерн к функционализму.

В 1929-1930 гг. в соответствии с его проектом был построен художественный музей на бастионе Панцерлакс.

Это сооружение в истории архитектуры Финляндии знаменует собой волнующую точку бифуркации — перехода от классицизма к так называемому функционализму.


Во многих деталях проекта уже есть предстоящее обновление, но это произведение искусства в городской среде в целом образец классицизма.

Это впечатление начинается с крутой и кажущейся бесконечно длинной входной лестницы, ведущей нас к северному фасаду здания, но, как нам кажется, в небо.

Мы поднимаемся по ней, как будто входим в храм, медленно подготавливаясь к встрече со святым искусством.

Но и этого архитектору недостаточно.

Когда вы входите во внутренний двор, вымощенный крупными каменными плитами, перед вами открывается, благодаря бесконечной перспективе, великолепный вид на архипелаг Выборгского залива.

Захватывающий вид усиливается рядом прямоугольных колон, поддерживающих архитрав южной фасадной части здания, соединяющий внешние концы восточного и западного фасадов.


Сразу же вспоминается аналогичное взаимодействие между ландшафтом и архитектурой, которое характеризует одну из жемчужин древнегреческого наследия, храм Посейдона на мысе Сунион.
Можно отметить как первый образец функционализма в Выборге — здание, которое было возведено по проекту Uno Ullberg весной 1931 года и предназначенное для городского ломбарда.

Еще один великолепный образец этого же стиля — провинциальный архив, построенный в 1933 году по чертежам Uno Ullberg, на фундаменте незаконченной русской гарнизонной церкви, которую военное ведомство начало возводить незадолго до начала Первой мировой войны.


Одним из наиболее заметных объектов Uno Ullberg был новый интерьер Круглой башни,





разработанный им в 1923 году.

Сам архитектор подчеркивал, что он не стремился к восстановлению, в его намерения не входило воссоздание здания как канонической башни 16-ого столетия.

По его замыслу, итнерьер должен состоять из большой сборной залы с небольшими комнатами на среднем этаже







и большой ресторанной залы на верхнем этаже.

Тем не менее, все детали проекта должны были разработаны с использованием самой большой части, основанной на сохранившейся каменной кладке, и поэтому Uno Ullberg совершил учебную поездку в замки Швеции, в которых до сих пор сохранились детали 16-го века.

Результат был успешным, и интерьер ресторана получил самую высокую оценку.

Следует упомянуть, что в начале 1930-х годов Uno Ullberg за пределами старого городского района, к западу от бывшего поселения, построил большой комплекс для Diakonissalaitos — больницы сестер милосердия.

Еще один проект больничного здания - городская женская больница и родильный дом на Батарейной горе, открытая в январе 1938 года.


В этом проекте архитектор опередил время, создав прообраз будущих перинатальных центров.

В 1932–1936 годах Uno Ullberg работал городским архитектором в Выборге.

Однако его опыт работы с большими больничными зданиями в Выборге привел к тому, что он был избран архитектором Шведского агентства по лекарственным средствам в 1936 году, и поэтому Uno Ullberg был переведен в Хельсинки.

Uno Ullberg умер 12 января 1944 года в возрасте 64 лет и не успел испытать горечь вторичной потери родного города.

Надгробный камень на его могиле установлен по проекту еще одного выдающегося финского архитектора Alvar Aalto.

Гений места и неблагодарные потомки.

http://vyborg-press.ru/articles/40661/

В статье совершенно верно указывается на то значение, которое имеет для Выборга творчество Uno Ullberg, но, если говорить об архитектуре Выборга в целом, нельзя ограничиваться одним этим именем.

Я бы создал аллею выборгских архитекторов, внесших вклад в создание городского пейзажа.

Эти люди создавали город для жизни, формировали среду, отвечающую запросам горожан, в которой они бы чувствовали себя как дома, чтобы улицы города были такими же чистым, уютными и безопасными, как их собственный дом.

А теперь пройдемся по адресам творений Uno Ullberg, существующих и исчезнувших, и еще раз убедимся в великолепной проработке проектов.

Увидим и варварское отношение к архитектурному наследию, особенно это касается домов по Etelävalli и Linnankatu.

Я бы не рискнул разместить мемориальную доску на том убожестве, в которое мы превратили дом, в котором жил этот великий архитектор.

1. Дом фирмы Хакман и Ко, «Гранитный дворец». Pohjoisvalli, 5 /Piispankatu, 14 (1908 — 1909 г.; совместно с Axel Gyldén)


2. Контора и магазин «Фабрики прохладительных напитков и минеральных вод Фр. Шалиена», Pellervonkatu, 8. (1908г.; совместно с Axel Gyldén)


3. «Кулмахалл»— торговое здание с кинотеатром, завершившееся на обоих торцах высокими щипцами. Угол Torkkelinkatu и Punaisenlahteentori— 1908 г.; совместно с Axel Gyldén. (Снесен в 1937 году.).

4. Деревянный павильон в парке на горе Папула (1909г.; совместно с Axel Gyldén). Уничтожен в ходе Зимней войны.

5. Союзный банк и ресторан «Лехтоваара», Linnankatu, 24 (1910-1911г).


Нынешнее состояние - выборгская развалина.


6. Жилой дом Karjalankatu, 10, Финляндский торговый банк, жилой дом АО «Карелия», Torkkelinkatu, 12 (1911—1915 гг.).


7. Усадьба E.W.Sellgren на Venajansaari ( о. Лодочный) — 1913г.

О его нынешнем состоянии рассказано в части 123 Выборгских развалин.

8. Перестройка дома на углу Linnankatu и Uusiportinkatu — 1916 г. (Уничтожен в ходе Зимней войны.)




Сегодня на этом месте  что-то среднее между парковкой и помойкой, так сказать два в одном.

9. Деловой и жилой дома Рихарда, Linnankatu, 14 (1918 г.)

10. Дом Диппеля, Harmaidenveljestenkatu, 1 (1921 г.)



11. Перестроил в 1922 году Выборгский театр, интерьеры также перестраивались по его проекту. (Уничтожен в ходе Зимней войны.)


12. Жилые дома, Etelävalli, 18, 20. (1923 г.)


В доме № 18 жил сам архитектор.


13. Сахарный склад фирмы «Хакман и Ко», Karjaportinkatu, 8 (1925 г.)

14. Реконструкция Круглой башни под исторический ресторан, Рыночная площадь (1925 г.)


15. Жилой дом компании Varjo («Shadow»), Etelävalli, 26, пересечение с Pamppalankatu— 1927 г.




16. Редакция газеты «Карьяла», Karjalankatu, 19 (1929 г.)



17. Больница сестер милосердия (1930-1931 г.г.).


18. Художественная школа и музей изящных искусств на бастионе Панцерлакс, Hovioikeudenkatu,1 (1931 г.)


19. Городской ломбард, Luostarinkatu, 2. (1931 г.)



20. Дом шведско-немецкого прихода, Luostarinkatu, 21. (1932 г.)


21. Центральная спортивная арена (1932 г.)

22. Певческое поле (1932 г.)








23. Провинциальный архив, Tervaniemenranta, 1. (1933 г.)


24. В 1934 году перестроил гостиницу «Seurahuone под городской зал, театр и театральный ресторан на 150 мест. (Рарушены в ходе Зимней войны, после войны руины уничтожены)

25. Реконструкция ресторана «Эспиля» и сцены для выступлений в парке Torkkelinpuisto после пожара (1934 г.) Уничтожены в ходе Зимней войны.




Сейчас на этом месте работает ресторан с тем же названием.


26. Контора и магазин для Viipuri Gas gasworks, Kaarle Knuutinpojankatu, 1 (1935 г.)


27. Церковь Всех Святых в новгородском стиле в Ristimaki (1936 г; совместно с Н. А. Никулиным).



Уничтожена в ходе Зимней войны.


28. Расширение автовокзала (1936 — 1937г.г.)

29. Женская больница и родильный дом, Sepänkatu, 2 (1938 г.)




Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments