reg_813 (reg_813) wrote,
reg_813
reg_813

Categories:

На выборгских развалинах. Часть 156.

Дом купца Ф. Москвина или средневековая Дания в Выборге.

В этой части расскажем о квартале, сформировавшим северо-восточную часть центральной площади города и ограниченным улицами: Vaasankatu (проспект Суворова), Kannaksenkatu (Леншоссе), Myllymaenkatu (в настоящее время этот переулок наименования не имеет), Brahenkatu (Московский проспект) и Pellervonkatu (улица Мира).


Старые карты города конца 18-го века показывают, что на этом месте было построено множество зданий и старая дорога в Санкт-Петербург пролегала через него.

Название переулка Myllymaenkatu, говорит о том, что здесь когда-то находилась мельница, да и сама высота именовалась Мельничной горой.

Лишь в 1861 году был разработан план города, в котором были обозначены новые линии для дорог и участков.

Многие из деревянных зданий существовали в этом квартале еще в конце 30-х годов.

В 1877 году архитектор Fr. Odenwall спроектировал деревянное жилое здание на Brahenkatu.

Здание магазина на Pellervonkatu было возведено в 1907 году, в нем размещался магазин «Pellervo» - скупка и продажа подержанных вещей.

Несколько деревянных строений располагались в глубине квартала.

В этих зданиях размещались магазины, мастерские, офисы небольших компаний, были и жилые помещения.

Например, по Brahenkatu, 28 находились:


  • Itä-Suomen Kivituote Oy, Каменное производство Восточной Финляндии, надгробные плиты, строительные и уличные камни;


  • Магазин кормов и семян, S. J. Mutala.


На Brahenkatu, 26:

- Товары для путешественников и портной Gunnar Vuori.

Владелец жил тут же.

На Pellervonkatu, 2:


  • Товары для путешествий, Saimi Markkanen;


  • Магазин фруктов и колониальных товаров A. Naukkarinen;


  • Lassila & Tikanoja Oy, представитель Eino Saari.


Там же проживали:


  • Eckert H., коммерсант;


  • Korkeavuori K. E., инженер по землеустройству;



  • Markkanen S., композитор;


  • Savonjousi Kai, майор, начальник школы газовой защиты.


На Pellervonkatu, 4 находился веломагазин E. Kopponen.

Все эти деревянные строения были уничтожены огнем во время Зимней войны.

Архитектор Allan Schulman в 1905 году разработал проект для Otso Inc. пятиэтажного коммерческого и жилого здания на углу Kannaksenkatu и Vaasankatu.

В конце тридцатых годов здание принадлежало Viipurin Osuusliike r.l. (Выборгский кооператив), главный магазин и офис которого размещались в этом здании.



Кроме этого, в здании находились магазины тканей, обуви, одежды, рестораны, молочный и мясной цеха, магазин химических реактивов, также принадлежащие кооперативу.

В здании размещалась знаменитая Viipurin Musiikkiopisto (Выборгская Консерватория), основанная в 1918 году.

Представитель консульства Польши (Ambassada Polska widzil) проживал в этом здании.

Здание выполнено в стиле финского модерна с оригинальной шестиугольной угловой башней, увенчанной шлемовидным куполом с эмблемой Viipurin Osuusliike.

Обрамление подъездов, входов в магазины, арки, проемы панорамных окон первого этажа выполнены из гранитных блоков.



















Высокая крутая крыша на фоне двух треугольных шпицев создавала неповторимый вид монументального здания со стороны Repolankatu, который стал одной из визитных карточек Выборга.


Выборгская консерватория была пионером в музыкальном образовании Финляндии.

1930-е годы были временем расцвета для Выборгского музыкального института.

В 1932 году оркестр под управлением Boris Sirpo выступил в Амстердаме, Гааге, Роттердаме, Антверпене, Брюсселе и Париже с Bronislaw Huberman, который был одним из выдающихся скрипачей своего времени и выступал в качестве солиста.


Многочисленные оперные и концертные туры в Хельсинки также привлекли внимание и, благодаря своему высокому качеству, даже поразили местную публику.

Heimo Haitto, скрипач, стал одним из получивших международное признание выборгских  музыкантов. Он был известен своей виртуозностью: безупречно играл композиции Никколо Паганини и любил музыку И. С. Баха.


После Зимней войны Viipurin Musiikkiopist переехала со своим преподавательским составом, библиотеками, достижениями, описанными выше, в Lahti и существует до сих пор, называясь Lahti Conservatory и продолжая традиции выборгских музыкантов.

В результате бомбардировок города здание сгорело, восстановить его в течение 1942-1944 годов финнам не удалось.











Как свидетельствует фотография 1948 года, здание оставалось в полуразрушенном виде и даже эмблема Выборгского кооператива не была демонтирована.


В результате послевоенного ремонта здание лишилось и башни, и купола, и высокой крыши, которые были восстановлены только в конце прошлого века, когда после реставрационных работ здание приобрело практически первоначальный вид.

Начавшийся в прошлом году ремонт здания до наступления зимы завершить не удалось, и до сих пор дом стоит с наполовину смонтированной кровлей.






Дворовая территория в течение десятилетий представляет собой полосу препятствий, на которой с успехом можно проводить соревнования юнармейцев по боевой и политической подготовке, обличая международный империализм в препятствовании благоустройству города.



















В 1907 году архитектор Paavo Uotila предложил для купца Фёдора Москвина проект нового здания на углу Vaasankatu и Pellervonkatu.

В здании располагались:


  • магазин часов и ювелирных изделий Hildur Amberg;


  • Vilho Sarkanen Oy, адвокатская контора;



  • Одежда и шорты, магазин;


  • Магазин фруктов и колониальных товаров;


  • Бутик Dora Oy, (владелец L. Schleimovitsch);


  • Оптово-розничная продажа готовой одежды Moses Rosenberg;


  • Выборгский Сбербанк, Репольский филиал;


  • Готовая одежда оптом и в розницу, B. Eckert.


Спроектированный по всем канонам северного модерна, доходный дом весьма удачно «пристроился» рядом с творением Allan Schulman, и весь комплекс из двух разных зданий воспринимается как единое целое.


Особенностью здания является его южный фасад, выполненный в виде двух симметричных квадратных башен, украшенных характерными шпилями.











Знатоки архитектуры сразу определили прообраз, послуживший архитектору образцом — средневековый кафедральный собор в Роскилле, Roskilde Domkirke, служащий усыпальницей датских королей.





Говорят, на молодого архитектора, ему было всего 26 лет, обрушился град обвинений в школярском и наивном копировании.

Действительно, Roskilde Domkirke — первая из европейских церквей, выполненная из красного кирпича, представляет собой шедевр средневековой архитектуры.

Строительство собора заняло 110 лет с 1170 года по 1280.

Высота шпилей — 83 метра.

До Реформации, начавшейся в Дании в 1536 году, собор был католическим, после и до сегодняшнего времени — протестантским.

Казалось бы, какая связь может быть между датским кафедральным собором и доходным домом финского купца русского происхождения?

Однако, вспомним, что происходило в Российской империи в начале прошлого века и как все это отражалось на общественной и политической жизни Финляндии.

17 июня 1904 года в Гельсингфорсе был застрелен генерал-губернатор Н.И. Бобриков, крайне непопулярный в Финляндии из-за проводимого им жесткого курса на русификацию Великого княжества Финляндского.

При своем назначении на должность Н.И. Бобриков подал императору записку, в которой наметил программу деятельности, грубо нарушающую действующую конституцию Финляндии.

Высочайший манифест о порядке издания общих государственных законов, изданный в феврале 1899 года, был воспринят населением Великого княжества Финляндского как посягательство на права автономии и вызвал массовое недовольство и протесты.

Несомненно, Paavo Uotila, будучи студентом Гельсингфорского политехнического училища, не мог не поддерживать идею независимой Финляндии, которая все более распространялась среди финнов.

Можно сказать, будущая интеллектуальная элита Финляндии сделала свой европейский выбор еще задолго до российской революции.

Своим проектом начинающий архитектор как бы невидимой нитью связал Финляндию и Выборг с европейской цивилизацией.

Возможно, все это мои фантазии, но факт появления в Выборге кальки с датского кафедрального собора объяснить трудно.

Не исключено, что все было гораздо проще, русский купец, вспомнив свое пребывание в Дании и то впечатление, которое произвел на него необычный вид собора, заявил архитектору: «Хочу, чтобы так же!»

Как бы то ни было, но вид этого здания переносит нас на тысячу километров на запад, в один из центров европейской цивилизации, показывая неразрывную связь людей, придерживающихся одинаковых этических и моральных правил.

Зданию повезло, во время Зимней войны оно получило минимальные повреждения и сохранило свой первоначальный вид.

В 2018 году здание пережило косметический ремонт, который, по сложившейся традиции, закончен не был.

Если наружные фасады приобрели вид, достойный памятника архитектуры,














то дворовые фасады и после ремонта вполне оправдывают свое название — задворки.





В доме проживали:


  • Eckert, B., торговец;


  • Koljonen, Väinö, инженер железной дороги;


  • Mannsten, Emil, переводчик;



  • Mansiala, Emil, переводчик;


  • Vuori Annikki, стоматолог.


Эти два здания — прекрасные образцы финского модерна окончательно сформировали восточную часть площади Punaisenlähteentori (площадь Красного колодца) как торгового и делового центра города, собрав в своих стенах фирменные магазины, банковские учреждения, адвокатские конторы и офисы различных предприятий.


В 1908 году архитектор Paavo Uotila спроектировал пятиэтажное жилое и коммерческое здание на участке, который находился вдоль Kannaksenkatu (Pietarinkatu).

В здании были, в частности:


  • Etelä-Karjalan Sähköyhtymien Liitto ry. (Ассоциация электроэнергетики Южной Карелии);


  • Магазин кожи, обуви и ремней, E. Kostamo;


  • Похоронное бюро Aura Pääkkönen;


  • Мастерская по ремонту обуви A. Heino.


Выполненное в стиле модерна, здание продолжало оформление делового центра города.

В ходе Зимней войны дом подвергся типичному для большинства городских зданий разрушению — пожару, оставившему после себя голые стены.

Зданию не повезло, к военным разрушениям добавилось варварское восстановление, приведшее к искажению первоначального вида здания, исчезла центральная ступенчатая башня с четырехугольным куполом, изменилась форма крыши.














Странным образом здание не было включено в план ремонта 2018 года и сейчас представляет собой довольно жалкое зрелище.

Возможно, это правильное решение, на мой взгляд, необходимо в первую очередь восстановить первоначальный облик здания.

Но ожидать этого в ближайшее время не приходится.
Архитекторы Paavo Uotila и Uno Ullberg в 1921 году разработали для Viipurin Puhelinyhtiö (Выборгской телефонной компании) проект новой телефонной станции с офисными помещениями.

Следовало ожидать от такого именитого содружества чего-то необыкновенного.

Действительно, здание, стилизованное под промышленное предприятие предыдущего 19 века, выполнено в духе функционализма.

Высокая крыша, покрытая черепицей, со встроенными мансардными окнами придавало ему стильный вид современного сооружения.

Оно великолепно выполняло функции для размещения передовой для того времени техники проводной телефонной связи.




Полуавтоматическая телефонная станция была установлена в этом здании в начале 1924 года.

Viipurin Puhelinyhtiö заказала новую автоматическую телефонную станцию у LM Ericsson в 1938 году, установка которой должна была начаться 1 марта 1939 года, т.е. до начала Зимней войны.

Согласно телефонной книге в Выборге в 1939 году было установлено 5000 телефонных аппаратов.

Здание было сильно разрушено в ходе Зимней войны, почти половина строения полностью исчезла.










Скорее всего, финны сумели восстановить первый этаж разрушенной части.
В краткий советский период на месте разрушенный части здания успели возвести только традиционный кирпичный забор. 

Внешний вид здания в результате послевоенного ремонта был кардинально изменен.

Исчезла крыша с мансардными окнами, здание покрыли штукатуркой, скрыв красный кирпич, а фасад, обращенный к Brahenkatu вымазали желтой краской, сквозь которую проступает логотип Viipurin Puhelinyhtiö.

Было ли это сделано финнами или это уже наше послевоенное восстановление, выяснить не удалось.

В довершению к этому новое здание Выборгского районного узла связи было построено таким образом, что перекрыло часть фасада старой телефонной станции, обращенной к Brahenkatu.








За подобное хамское отношение к чужому произведению, как говорят в народе, мало руки оторвать. По-моему, это наказание в данном случае не  покажется столь суровым.

Как говорила моя одноклассница, архитекторы — это люди со звездой во лбу.

Здесь с ней трудно не согласиться.

Архитектор не только творческая личность, тонко чувствующая прекрасное, он еще должен обладать обширными инженерными знаниями.

Создавая проект, он должен учитывать множество факторов, в том числе и совместимость проекта с ландшафтом и ранее построенными окружающими зданиями.

Он должен знать историю и предвидеть дальнейшую судьбу своих творений, чтобы они не стали бабочками-однодневками и чтобы будущие поколения не ломали себе головы, а что делать с этими каменными уродцами.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments