reg_813 (reg_813) wrote,
reg_813
reg_813

Categories:

На выборгских развалинах. Часть 161.

Revonsaari — царство тишины и спокойствия.

Revonsaari (остров Лисий) — самый большой остров Выборгского архипелага, вытянувшийся с севера на юг на 10 километров, ширина его колеблется от трех километров до 400 метров. Площадь острова составляет около 1500 га.


Остров довольно плоский, хотя есть несколько высоких мест.

Побережье разнообразно: частью заросшее камышом, частью занято песчаными пляжами, частью сформировано каменными валунами.

Остров, вероятно, был заселен с 15-го века. В 1540 году на острове было пять домов.

В конце 1930 годов на острове официально существовали две деревни, Räihälä и Revonsaari, но островитяне различали еще деревни Rapeli, Nikkola, Puk, Henttola, Pyökär и Hankala.

Жителей острова было более 800 человек.

Основными источниками существования островитян были сельское хозяйство, охота и рыболовство.

Существовала конная ферма.

Сельскохозяйственная продукция и рыба продавались на рынках Viipuri, Uura (Высоцк) и на Днях рынка в Vaahtola (п. Советский).

Во время летней навигации островитяне были обеспечены работой в портах Uura и Makslahti (Прибылово).

Профессия моряка также была не редкостью для островитян и многие из них уходили в дальнее плавание по морям всего мира.

На Revonsaari было несколько магазинов.

Например, кооператив Koivisto Härkälä имел магазин в Puk.

На острове была также создана Телефонная ассоциация, телефоны были установлены на обоих концах острова.

Было два школьных округа, Puk (начал работу в 1905 году) и Hankala (1909 г.).

Из общественных организаций острова можно упомянуть: молодежный клуб Kipinä II, финскую национальную гвардию и ассоциацию Lotta-Svärd, которые работали в Hankala.

Были также клубы для мальчиков и девочек.

На острове был неофициальный швейный клуб, в котором была мастерская на 100 рабочих мест для общего пользования.

Позже швейный клуб работал, обеспечивая специальной одеждой моряков, что давало приличный заработок, и женщины острова с большим энтузиазмом участвовали в его работе.

Haltiansaari (ныне остров Заовражеский) расположен к югу от Revonsaari.

Его размеры - пара километров в длину и около километра в ширину.

Со временем на острове образовались две деревни: Haltiansaari была расположена на южной оконечности острова, вторая деревня, Villinsaari, на северо-восточном берегу.

В целом ландшафт острова был образован смешанным лесом.

Занятия островитян были теми же самыми, что и на Revonsaari: охота, рыболовство, работа на верфях Выборга, Uura и Makslahti, мореплавание.

В Haltiansaari проживало 16 семей, а в Villinsaari - 12.

На Haltiansaari не было телефона.

Почтовый трафик проходил через Koivisto (Приморск).

Там не было организованного почтового отделения, но островитяне, по делам оказавшиеся в Koivisto, забирали почту и доставляли ее в Makslahti.

Не было и собственной школы, дети школьного возраста ходили в школу Hankala на Revonsaari.

Электричество появилось на островах в конце 30-х годов, но оно не было использовано в частных домах, помешала начавшаяся Зимняя война.

Проще всего попасть на Revonsaari из бывшего поселка Römpötti (ныне Ключевое) с одного из бывших пирсов обширного лесного терминала, существовавшего здесь до Зимней войны.



Сейчас к нему ведет улица Тихая, проложенная по бывшей железнодорожной ветке.





История поселка в воспоминаниях бывших жителей Тойво Теппа и Уолеви Пааволайнен изложена на сайте:

http://sotok.net/kraevedenie/4516-glebychevo-port-makslaxti-makslahti-.html.

Расположенный в центре промышленной зоны Römpötti больше напоминал рабочий поселок с плотной застройкой, чем деревню.

Перед войной в Römpötti находились: народная школа, начальная школа, а/о "Лесоцентр", 2 кузницы, 2 лимонадных завода, обувная мастерская, Выборгское кооперативное предприятие, химическое предприятие, магазин галантереи и готового платья, дом рабочего общества, лесоторговое предприятие, пекарня, дом железнодорожных служащих, телефонный переговорный пункт а/о "Телефон Койвисто", швейное предприятие, кооперативный магазин, Кооператив молочных торговцев Макслахти, полицейский участок, молитвенный дом, дом пожарной команды, а/о "Электросеть".

Многие здания были уничтожены во время военных действий Зимней войны и ее Продолжения, либо разобраны уже в советское время.

Железнодорожные ветки, выходившие на причалы, с которых лес перегружался на морские суда,





ныне превращены в улицы. Причалы существуют в полуразрушенном виде,





возле некоторых можно увидеть сохранившиеся остатки деревянных свай.




Железнодорожные пути были разобраны, аэродром, находящийся в непосредственной близости от поселка, по всей видимости, во время Зимней войны не использовался.

Во всяком случае, сведений об этом я не нашел.

Скорее всего, аэродром, построенный в 1920-х годах, использовался в смешанном режиме, как гражданскими самолетами, так и военными, но в Зимней войне возможности финской авиации были ограничены и многие финские летчики не могли по этой причине участвовать в боях.

При отступлении советских войск в августе 1941 года взлетные полосы аэродрома были взорваны, что не помешало финнам быстро их восстановить и во время Продолжения войны здесь базировались финские истребители.



Аэродром в Römpötti известен тем, что на нем в 1942 году базировалось подразделение истребительной авиации, в котором служил Hans Henrik Wind (30 июля 1919 года, Ekenäs - 24 июля 1995 года, Тампере) — второй по рангу финский асс, имевший 75 подтвержденных побед в воздушных боях.





После войны и до сего времени аэродром использовался исключительно в военных целях.



От Römpötti Revonsaari отделяют всего несколько сотен метров





и вот я уже на южной оконечности острова.






На Revonsaari боевых действий не велось, сведений о бомбардировках острова я не обнаружил, хотя находящийся на материке поселок Römpötti был в значительной мере уничтожен.

Ныне остров безлюден, найти следы цивилизации достаточно трудно.
Изредка попадаются остатки каменных и бетонных фундаментов,







отдельные кирпичи,



да по отсутствию деревьев угадывается дорога, некогда соединявшая северную и южную части острова и проходившая по его середине.


Здесь в центре острова за несколько сотен метров от его берегов стоит какая-то фантастическая тишина, будто ты попал в безэховую акустическую камеру.


Кажется, что даже звук шагов по заросшей травой земле не достигает ушей. Эта часть острова не засорена валежником, не видно и буреломов.








Возможно, это следствие того, что остров достаточно низменный и защищен от ветров полуостровом Киперорт с юго-западного направления и материком с северо-восточного.

Когда-то здесь обитали лоси и косули. Первых, как уверяют рыбаки, извели браконьеры, что касается косуль, то их там изредка встречают и сейчас.

О грибном богатстве острова ходят легенды, какие-то невиданные поля из подосиновиков. Ну, как известно, охотники, рыбаки и грибники — самые правдивые люди на свете.

Честнее их был только барон Мюнхгаузен, да и тот, если сказать правду, иногда слегка привирал.






Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment