reg_813 (reg_813) wrote,
reg_813
reg_813

Categories:

На Выборгских развалинах. Часть 163.

Johanneksen kirkon.

Храм в Johannes, оболганный и дважды убитый.

В 1888 г. на холме Sittamyaki в деревне Vaahtola была построена новая церковь из красного кирпича.



Создателем ее был архитектор Georg Wilenius (14.06.1831 г., Grelby,

Finstrom – 20.10.1892 г., Helsinki).

Georg Wilenius учился в гимназии в Турку, окончив ее в 1851 году.

Дальнейшее его обучение в 1853-54 годах связано со строительным делом и архитектурным творчеством.

В 1856 году Georg Wilenius стал губернатором провинции Хяме, третьим архитектором Главного управления общественных зданий.

В 1860-1862 гг. Georg Wilenius совершил учебную поездку в Швецию, Германию, Францию и Италию.

Главой провинциального управления округа Миккели он стал в 1868 году, первым архитектором Генерального совета в 1870 году и главным архитектором в 1883 году.

Великолепное здание в стиле неоготики (напоминание о так называемой «пламенеющей» или огненной готики) стало украшением села, а ее высокая колокольня играла роль маяка для моряков и рыбаков, возвращающихся домой.

Алтарь храма




был расписан известным художником, точнее, художницей Venny (Wendla) Irene Soldan-Brofeldt (2 ноября 1863, Хельсинки - 10 октября 1945 года, Лохья, Финляндия).

Эта красивейшая церковь была отреставрирована незадолго до Зимней войны в 1938 году, на колокольне были установлены новые часы, изготовленные фирмой Lokomo в Тампере.

Дальнейшая судьба храма трагична и печальна и в ней нет полной ясности.

Почти официальная история описывает события Зимней войны и дальнейшую судьбу храма таким образом.

30 ноября 1939 г. над Йоханнесом пронеслись советские бомбардировщики.

Церковь получила несколько прямых попаданий, в результате чего возник пожар, уничтоживший все внутреннее убранство.

Население начинает эвакуироваться вглубь страны.

18 февраля 1940 г. Красная Армия практически без боя захватила село.

ИСТОРИЯ ПОСЁЛКА СОВЕТСКИЙ.

https://vk.com/topic-11411293_21854178

Однако финские источники о бомбардировке Johannes в ноябре - декабре 1939 года ничего не сообщают.

Есть сведения о налете 28 января 1940 года, в результате которого были разрушены жилые дома и полевой госпиталь, в который угодили две авиабомбы.

Госпиталь был уничтожен, при этом погибли 24 человека.

Фотографии, сделанные 5 февраля 1940 года через неделю после налета и за две недели до вступления в Johannes советских войск, зафиксировали эти разрушения.




На них видна церковь Иоанна Крестителя без следов разрушений и пожара.









Ожесточенных боев в этом районе в феврале не было и, скорее всего, храм дополнительных каких-либо сильных разрушений не получил.

Культовое сооружение для атеистического советского государства, которое своих православных храмов уничтожило десятки тысяч, никакой ценности не представляло, поэтому и было разобрано, что называется по кирпичику, которые были использованы для строительства двух кирпичных зданий местного целлюлозного завода.

А для хоть какого-то оправдания этого варварства и была сочинена история о бомбардировке и пожаре, приведшем в негодность церковь.

Ведь для финнов, как известно, ничего святого не было и они могли использовать колокольню как наблюдательный пункт для корректировщиков огня, а само капитальное здание могло быть оборудовано под долговременную огневую точку, взятие которой могло стоить жизни многим советским бойцам.

Поэтому, храм можно было считать, по правилам ведения боевых действий, законной целью.

Но факты говорят несколько о другом — о преднамеренном уничтожении объекта культурного наследия в угоду коммунистической идеологии, отрицающей существование Бога.

Существует и другое мнение о дальнейшей судьбе кирхи.

На одном из форумов, обсуждавших дату появления и назначение молитвенного дома, находящегося метрах в трехстах от кирхи








один из его участников Матти писал(а):

«Как житель Советского хочу пояснить, что это приходской дом, построенный финнами после их возвращения 1941-1944 г.г. из материала кирки, разрушенной во время зимней войны.
Кирку, кстати, разрушили сами финны. Сначала саперы снесли шпиль, служивший ориентиром для советской артиллерии, а затем и все церковь.
Крест и памятный камень на месте алтаря стоит, за территорией следят, траву косят. Почти каждое лето приезжают бывшие "земляки" из общества Johannekselaiset.ry и проводят свои мероприятия на месте кирки: произносят речи, поют и т.д.

Здание с фотографии является ныне спортзалом, но не совсем подходящим, скажем, для баскетболистов из-за недостаточной длины. Построить новый спортзал и новый дом культуры во время модернизации ЦБК и поселка помешал крах советской экономии в конце 80-х годов».

Опровергать этот поток сознания кондового советского патриота, для которого Финляндия, как была так и осталась, говоря словами газеты «Правда», «ничтожной блохой, которая прыгает и кривляется у наших границ», думаю, не стоит.

Приходская жизнь и административные услуги были в значительной степени сконцентрированы в Kirkonkylä (Церковная деревня), которая была центром Vaahtola.

Здесь находились управление Johannes, больница, аптека, церковь и конечно же священник.

Школа в Vaahtolа, церковный приход, пожарная часть, рынок, спортивный стадион и дом молодежи тоже располагались совсем недалеко от церкви.

В протестантских государствах, когда не было отделения церкви от государства, церковный приход имел значение низшего административного округа и самой мелкой самоуправляющейся единицы.

Соответственно, это предполагало наличие лиц, исполняющих обязанности, возложенные на администрацию местного самоуправления, таких как обеспечение общественной безопасности, благотворительность, содержание больниц, уход за престарелыми, обучение.

На месте нынешнего спортзала и бывшего молитвенного дома




до Зимней войны находилось здание меньших размеров.


Возможно, это было здание церковного прихода, в котором размещалось местное управление.

На этом месте в Продолжение войны 1941-1944 годов и был построен временный, как тогда казалось, молитвенный дом, взамен уничтоженной кирхи Иоанна Крестителя.

Вернувшись в Johannes в августе 1941 года, финны застали на месте красивейшего здания, которое было предметом их гордости, только фундамент да кучу битого кирпича.

Часы с колокольни были найдены на одном из складов.

В годы перестройки и в начале 90-х годов прошлого века, финны, получившие возможность посетить родину, установили на месте храма памятные крест и камень в виде раскрытой книги с надписями на финском и русском языках.

Два года назад в сентябре 2017 года Johannes отметил свое 400-летие.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=5&v=y3Ete9ZLau0

http://vyborg-press.ru/articles/35359/

Были произнесены приличествующие в таких случаях слова о добрососедстве, дружбе и взаимном доверии.

Глава муниципалитета города Лието Эско Поикелла поблагодарил организаторов и участников праздника, отметив важность таких событий. Г-н Поикелла преподнес главам поселения скульптуру голубя, учрежденную министерством иностранных дел Финляндии в знак дружбы и мира.

Еще одну важную новость сообщил председатель общества «Йоханнес» Яне Асо: «В ближайшее время начнется строительство церкви Покрова Божьей Матери на месте старой, разрушенной во время войны финской кирхи. Надеемся, что сможем построить ее общими усилиями».

И вслед за этим на месте храма Иоанна Крестителя началось строительство православного храма Покрова Божией Матери.

Территорию обнесли забором,



памятный камень, установленный финнами, буквально завалили гранитными блоками, извлеченными из котлована.





Не знаю, почему финны дали согласие на строительство на месте кирхи православного храма, но мне кажется, что храм убивают дважды.

Первый раз это сделали безбожники - большевики, второй раз — православные патриоты, горящие желанием осчастливить граждан очередным храмом шаговой доступности.

Остается только воскликнуть: «Чудны дела твои, Господи!»

И, в качестве вишенки на торт, а как с церковными канонами и ориентацией храмов по странам света?

Как известно, протестантские церкви ориентированы с юга на север, а православные - с запада на восток.

При строительстве христианских храмов существует неукоснительное правило – возводить здание храма так, чтобы его алтарь был обращен на восток и ось здания сориентирована по линии восток-запад.

По этой причине главный вход в храм - притвор находится напротив алтаря и обращен на запад. Таковы установления христианского храмостроительного канона.

Восточная ориентация православных храмов – своеобразный отзвук древнейшего общечеловеческого культа – культа Солнца, или солярного культа.

Да и само слово ориентир имеет корень “orient” - восток по латыни.

Отклонения объясняются несовершенством инструмента или условиями соседних застроек, но на это требуется специальное разрешение высших церковных властей.

Изначально протестантскими становились, в основном, старые католические церкви. Переходя в протестантизм, община приспосабливала имеющиеся здания под молитвенные дома.

Отказ реформаторов от догм и диктата католической церкви в строительстве сакральных храмов способствовал при возведении храмов непосредственно протестантских, развитию символики, связанной с доктринами протестантизма.

«Храм не должен быть долгой дорогой к Богу, а должен быть местом встречи с Ним, а для этого вовсе не нужны десятки, сотни, тысячи деталей. Для этого нужно отсутствие тьмы и побольше света как в душах прихожан, так и в самой церкви. Именно поэтому протестантские храмы чаще всего внутри окрашены светлыми тонами и имеют множество окон. Это создаёт ощущение того, что и атмосфера во всём зале— светлая.
Далее, важный визуальный момент внутри протестантского храма— отсутствие алтаря, что наглядно показывают суть протестантизма: церковь— не проводник, не посредник, а лишь помощник.

Поэтому алтарь заменён кафедрой, что означает визуальное сближение проповедника с аудиторией, “равный среди равных”…

Итак, тезис: главной визуальной задачей протестантских храмов является некое осветление и уравнение людей в стремлении к Богу.
Протестантский храм выражает прямой диалог человека и Бога без посредника».

Ткаченко А.В. «Очерк о психологии восприятия культовых построек в различных христианских конфессиях».

Одесса, ОНУ им. И. И. Мечникова.

Вероятно, с этой концепцией и связано ориентирование протестантских храмов вдоль линии север-юг.

При этом инсоляция внутрицерковного помещения наибольшая: солнце заглядывает в окна храма с раннего утра до позднего вечера.

Как говорится, не поглядев в святцы - да бух в колокол.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment