reg_813 (reg_813) wrote,
reg_813
reg_813

Categories:

На выборгских развалинах. Часть 166.

Выборгский денди.

Продолжаем исследование кварталов, окружающих площадь Красного колодца — Punaisenlähteentori.

В этой части речь пойдет о квартале ограниченном улицами Torkkelinkatu (проспект Ленина) — Pohjolankatu (ул. Северная) — Punaisenlähteenkatu (ул. Ушакова) - Maununkatu (ул Димитрова).



Как и во многих кварталах города деревянные строения здесь соседствовали с капитальными каменными.

Рядом располагались здания, стиль которых кардинально различались, но их сочетание не вызывало чувства дисгармонии, а напротив, создавало впечатление пластичности и уместности такого соседства.

В 1890 году городской архитектор Johan Blomqvist спроектировал невысокое двухэтажное здание в классическом стиле для ресторана воздержания Anniskeluyhtiö (компании, имевшей лицензию на продажу алкоголя) на углу Pohjolankatu и Punaisenlähteenkatu.







Целью подобного заведения было попытка воспитания умеренного и культурного употребления горячительных напитков.

Однако, вскоре после завершения строительства, в 1893 году в здание переехала из старой ратуши городская библиотека.

Библиотека продолжала работать в этих помещениях до 13 октября 1935 года, когда была завершено строительство новой городской библиотеки в парке Torkkeli.

Здесь же располагалась Työväenopisto - школа для взрослых или рабочий университет.

Перед входом в детский раздел библиотеки стояли две гипсовые скульптуры маленьких читателей, мальчика и девочки.


Сейчас эти фигуры можно увидеть в краеведческом музее в Выборгском замке, хотя, по моему мнению, уместно их увидеть в отреставрированном здании библиотеки Алвара Аалто.

Здание сохранилось почти в первоначальном виде, за исключением нескольких деталей, и сейчас функционирует как торговый центр.






В 1939 году рядом с Anniskeluyhtiö было построено одноэтажное здание, выполненное по проекту городского офиса по строительству зданий. В этом здании были размещены общественные туалеты и несколько магазинов.

Это строение просуществовало до наших дней и было снесено в связи со строительством современного жилого и коммерческого здания.

В 1877 году архитектор F. Odenwall спроектировал два деревянных одноэтажных жилых здания вдоль Punaisenlähteenkatu.

Одно здание находилось вдоль улицы, а боковой фасад второго здания был обращен к Punaisenlähteenkatu.

Эти здания были переоборудованы в 1904 году, в соответствии с планом главного инспектора по строительству Aug Carlsson, для использования их в качестве деловых помещений.

В частности, были установлены большие витринные окна. В здании, среди прочих организаций, находился магазин уездной тюрьмы.

Эти здания не пережили Зимней войны.

В 1903 году техником Juho Ovaska был разработан план трехэтажного жилого дома в глубине этого участка.

Однако, здание было возведено в 1905 году уже по плану A. Isaksson и имело четыре этажа. Здание сохранилось и используется как жилое.

Так как оно находится на задворках квартала, то, по мысли выборгских бюрократов, реставрировать или ремонтировать его смысла не имеет.






Первые деревянные постройки на углу Torkkelinkatu и Punaisenlähteenkatu появились в 1863 году.

В 1907 году архитекторы Gyldén и Ullberg спроектировали угловой зал и кинотеатр Kulmahalli,











которые были снесены в 1937 году, чтобы освободить место для нового делового и жилого здания.
И еще две фотографии из книги про Выборг автора Sven Tim, 1988 г., присланные одним из моих читателей:






В 1937 году архитектор из Хельсинки Oiva Kallio (23.07.1884, Nedervetil – 13.08.1964, Helsinki), разработал план строительства жилого и коммерческого комплекса.



План охватывал весь участок на углу Torkkelinkatu и Punaisenlähteenkatu и включал в себя два семиэтажных жилых здания, одно из которых располагалось на углу Torkkelinkatu и Punaisenlähteenkatu, второе находилось на Torkkelinkatu.

В здании на углу Torkkelinkatu и Punaisenlähteenkatu находились  магазин A. Syvänoro Inc., где впервые в Выборге был смонтирован эскалатор. Это был второй эскалатор Финляндии, первый смонтировали в Хельсинки в одном из магазинов Stockmann.
Второе пришествие этого механизма случилось в Выборге только спустя почти три четверти века. Этот срок можно считать временем отставания России от запада.

К сожалению, пока не видно причин, по которым оно может сократиться.






На стороне Punaisenlähteenkatu были Suomen Maanviljelijäin Kauppa Oy (Finnish Farmers 'Store Inc.), большой кафе-ресторан Palatsi и кинотеатр Palatsi.





В здании, расположенном по Torkkelinkatu, разместился обувной магазин Veljekset Hamunen.







Первые этажи жилых зданий были облицованы полированными плитами из черного гранита, ступени подъездов — из гранитных блоков того же цвета.

Фасады изначально были окрашены в серый с голубым оттенком цвет в двух тонах.

Украшением фасадов зданий являлись синие маркизы, защищавшие квартиры и помещения магазинов от прямых лучей солнца.

Характерной деталью здания были прямоугольные эркеры с боковым остеклением, значительно увеличивающим инсоляцию помещений.

Между этими многоквартирными домами на Torkkelinkatu находилось невысокое отдельное здание для Pohjoismaiden Yhdyspankki (Объединенного банка Северных стран).




Двухэтажное здание банка в отличие от функционального стиля жилых частей комплекса выполнено в виде классического мавзолея, облицованного светло-серым стеатитом.



В подвальном помещении располагались банковские кладовые.

Таким выбором типа банковского здания, я думаю, архитектор иронически хотел подчеркнуть надежность вкладов в этот банк.

По обе стороны от входа в банк вдоль стен располагались газоны, для их полива в стенах были устроены специальные разбрызгиватели.


Строительство началось в 1937 году, здание банка было завершено весной 1938 года.

Некоторые видят в этом проекте нечто могильное, я встречал мнение о нем как о мавзолее между двух надгробий.

Я же считаю его самым стильным и элегантным сооружением Выборга. Он мне кажется этаким бесшабашным денди в лихо заломленном цилиндре, стоящим на углу и снисходительно поглядывающим на спешащую мимо него толпу.

Он как бы говорит: «Пройдут года и мимо меня также будут спешить ваши потомки и потомки ваших потомков, а я буду стоять на этом углу, по-прежнему беззаботно и иронично глядя на вашу суетливую толкотню».

Привлечение к этому проекту, находящемуся в самом центре города, столичного архитектора Oiva Kallio, имевшего репутацию пионера функционализма, говорит о том, что Выборг, который считался второй столицей Финляндии, старался не отставать от первой, используя авангардные тенденции в архитектуре, а кое в чем даже превосходил ее.

Характерной чертой творчества Oiva Kallio было то, что он никогда полностью не отказывался от языка классицизма, а применял его к своим модернистским планам.

Это ярко проявилось в его выборгском проекте: классическое здание банка в окружении жилых корпусов в стиле функционализма, черная жемчужина в ожерелье зданий, окружающих главную площадь города.

Oiva Kallio известен как автор Центрального плана Хельсинки, первооткрыватель хельсинкского функционализма и архитектор Villa Oivalan.

Его помнят и чтут и как сторонника использования традиций строительства и архитектуры, и как опытного экспериментатора, который использовал в своей работе новые функции и технические инновации.

С именем Oiva Kallio неразрывно связаны полвека истории финской архитектуры.

Наследие Oiva Kallio, хранящееся в архивах Музея архитектуры, невелико. Отчасти это связано с его методом рисования.

Он был готов поместить все необходимое на один лист чертежа: планы этажей, фасад, некоторые уточняющие детали.

В дополнение к рисункам, отмеченным практичностью, в архиве также содержатся пышные и красочные книги зарисовок, сделанные им за границей, в которых Oiva Kallio раскрыл свой талант художника.

Oiva Kallio окончил политехнический колледж в 1908 году.

Его первая работа была в архитектурно-строительном бюро фон Essen - Kallio - Ikäläinen, партнером которого был его старший брат Kauno S. Kallio.

Свой собственный офис Oiva Kallio основал в 1912 году.

Он получил титул архитектора после побед на нескольких архитектурных конкурсах в одиночку или со своим братом Kauno S. Kallio.

Однако многие из этих предложений не были реализованы.

Братья стали победителями конкурса на разработку дизайна центрального офиса Финского кооперативного общества в 1919 году. Здания электростанции Иматра (1926 - 1929) также были их совместной работой.

Первой независимой работой Oiva Kallio, стала церковь Karku (1911-1913).


Пик карьеры Oiva Kallio пришелся на середину 1920-х годов.

Его самым выдающимся успехом стала победа в Хельсинкском центральном конкурсе в 1925 году.


Если бы план города Oiva Kallio был реализован, он бы создал новый центр столицы в противовес площади Императорского Сената.

Но план так и не был реализован.

Другой известный дизайн 1920-х годов Oiva Kallio - это собственная летняя вилла архитектора, Villa Oivala.

Его основная идея - атриум с закрытым внутренним двором и жилыми комнатами за простым перистилем - открытым пространством, окружённым с четырёх сторон крытой колоннадой.



Villa Oivala была построена в 1924 году на острове Villink к востоку от Хельсинки.

Он также построил отдельное здание для сауны в Villink, которое, как говорят, стало образцом для многих финских пляжных и дачных саун.


Репутация Oiva Kallio как раннего функционалиста основана, главным образом, на коммерческом здании страховой компании Pohja, которое он спроектировал, выиграв конкурс в 1928 году.

Коммерческое здание, построенное на Kaisaniemenkatu в 1930 году, считается первым функциональным зданием в Хельсинки, а его архитектура считается поворотным пунктом в городском строительстве Хельсинки.

Oiva Kallio был одним из самых выдающихся архитекторов начала двадцатого века.

Стиль спроектированных им зданий простирается от замка в стиле барокко - главного офиса кооператива SOK в центре Хельсинки - до классицизма, модернизма и функционализма.

Oiva Kallio окончил Политехнический колледж, в то время как финский модерн все еще влиял на язык архитектуры, а к его смерти в 1964 году модернизм уже превратился в красивую историю.

На практике карьера Oiva Kallio закончилась в 1950-х годах.

Его последним поразительным проектом был жилой дом преподавательского состава Хельсинкской школы экономики на Topeliuksenkatu 7.



Выборгский проект этого замечательного архитектора занимает достойное место в ряду его работ.

Во время войны жилые здания комплекса пострадали, но, в отличие от построек 19 — начала 20 веков, в которых межэтажные перекрытия были выполнены из дерева, пожары для зданий постройки 20-30 годов не имели для них столь катастрофических последствий.




















































Однако, несколько десятилетий здания не ремонтировались, утраченные гранитные облицовочные панели, зачастую, просто заменялись бетонным раствором, окрашенным черной краской, механизмы маркиз пришли в негодность и частично уничтожены.

Банковское здание длительное время использовалось не по назначению, в его стенах располагался краеведческий музей, а в подземной кладовой — городской штаб гражданской обороны.

В настоящее время выборгский денди стоит в лесах, переживая второй ремонт.




Первый, проведенный в прошлом году, признан неудачным.

Начинается зимний период, а конца ремонта пока не видно.

Проводимые работы, которые не ставят перед собой цель хотя бы приблизиться к первоначальному варианту, на мой взгляд, выброшенные на ветер деньги. Они только консервируют наше пренебрежение к истории здания и замыслу автора.

Входные двери в бывший кинотеатр, когда-то выполненные из стекла, заменены на глухие черного цвета, напоминающие тюремные ворота.

Не хватает только будки охранника.
Прозрачные панорамные входные двери не разделяли внутреннее пространство от внешнего, а как бы соединяли их воедино.

Находясь вне здания можно было видеть внутреннее пространство и быть готовым перейти в него без всяких усилий.

С другой стороны, находясь внутри, человек не отделял себя от улицы и как бы существовал одновременно в двух объемах.

Создается впечатление, что тот, кто проектировал эти двери был штатным сотрудником ФСИН и сделал себе карьеру, строя здания тюрем, СИЗО и лагерей.

Не предполагается и восстановление синих маркиз, создававших настроение приподнятости и ощущения того, что ты находишься не на севере, а где-то в южных широтах.

Что касается интерьеров, то здесь мне пришлось столкнуться с непреодолимым препятствием в виде двух бдительных старушек, сотрудниц Дома культуры, заподозривших меня в желании осуществить террористический акт и разрушить объект исторического наследия.
Удалось сделать только пару фотографий входной лестницы на второй этаж, здесь, по всей видимости, и был смонтирован эскалатор,





и фойе первого со входом с пр. Ленина.






Они отважно пресекли мои последующие попытки сфотографировать интерьер второго этажа и весьма внимательно изучали мою фигуру, вероятно, пытаясь установить в какой части моего тела может находиться адская машинка.

Так как встреча с силовиками, коих, судя по решительности стражниц, они собирались призвать на помощь, в мои планы не входила, мне пришлось позорно ретироваться.

Остается только порадоваться - благодаря нашему бдительному народу стране никакой враг не страшен, ни внешний, ни внутренний.

Я, можно сказать, непроизвольно провел учения на тему «Предотвращение террористической атаки на объект массовой культуры» с весьма положительным результатом.

В банковском корпусе в начале двухтысячных годов разместилось отделение Сбербанка.

Но ремонт здания был произведен весьма небрежно.

Были уничтожены газоны возле стен банка, и восстанавливать их, похоже, не собираются.





Остается только гадать, чем они так не угодили реставраторам, что их закатали вначале в асфальт, а затем заложили плиткой.

Входные колонны мавзолея с оригинальной рустовкой еще в советское время были заменены на какое-то безликое сооружение.

Вдобавок, «реставраторы» возвели кошмарно уродливый пандус, совершенно исказивший вид здания.

Конечно, забота об инвалидах крайне необходима, но можно было бы продумать более щадящий вариант.

Создается впечатление, что работами по ремонту исторических зданий Выборга занимается компания из трех обезьян.

Тех самых, которые ничего не видят, ничего не слышат и молча творят зло.








Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment