reg_813 (reg_813) wrote,
reg_813
reg_813

Category:

На выборгских развалинах. Часть 176.

На задворках. Глава 2.

Соседний квартал, ограниченный улицами Tarkka-Ampujankatu (ул. Стрелковая), Vuorikatu (ул. Горная), Majrinkatu (ул. Майорова) и Papulankatu (ул. Кривоносова) также представлял собой комбинацию каменных и деревянных домов.






На углу Majrinkatu и Papulankatu находился одноэтажный деревянный дом,






приютивший фирмы:


  • Valio, Магазин № 45;


  • Выборгский кооператив, универсальный магазин № 1;


  • Торговля бумагой и химией N. Kauppinen;


  • J.P. Laakkonen, дилер магазина одежды (Владелец Ida Laakkonen);


  • Папула Цветочный Магазин (Владелец M. Malinen);


  • Папула Магазин белья и галантереи (Владелец L. Hasu).


По адресу Majrinkatu, 4 находится сохранившийся трехэтажный каменный дом купца А. Воробьева, построенный в 1903 году строительным мастером A. Isaksson.


Aleksander Isaksson нам известен как как автор, в основном небольших деревянных домов, не доживших до наших дней.

По его проекту был построен 4-х этажный жилой дом из красного кирпича по соседству с адвентистской церковью на ул. Садовой.


Он также не сохранился.

Таким образом, дом купца А. Воробьева - единственное сооружение, этого архитектора, дошедшее до наших дней.
Здание увенчано по центру треугольным фронтоном.
Отделка фасада весьма сдержанная, геометрический орнамент под окнами второго этажа
и розетки на межэтажном карнизе.




Современное состояние - неудовлетворительное.



Под фронтоном сохранилась надпись TUP. TEH. TYOMIES. Табачная фабрика РАБОЧИЙ.

TYOMIES были сигаретами, выпускаемые Fennia, табачной фабрикой в Хельсинки, в период между 1902 и 1984 годами.

Это были сигареты без фильтра в форме твердой полой бумажной гильзы, которая была открыта в конце.


Чтобы предотвратить попадание табака в рот, к сигарете необходимо было прикрепить короткий деревянный мундштук, прилагаемый к упаковке.

Гильза могла быть также сплющена или заблокирована ватным тампоном или чем-то подобным.

TYOMIES и подобные сигареты KERHO, выпускаемые Выборгской табачной фабрикой ( См. Часть 46 Выборгских развалин),




назывались "свистульками".

По описанию это табачное изделие напоминает наши папиросы «Беломорканал».

Греческий бизнесмен Achilles Kyriako Christides основал табачную фабрику Fennia в 1899 году и начал производство сигарет TYOMIES в 1902 году. Бренд стал настолько популярным, что вскоре Fennia сосредоточилась исключительно на его производстве.

Завод переехал в здание, спроектированное Вальтером Юнгом и Эмилем Фабрициусом в Хельсинки, в 1913 году.

Известные как «народные сигареты», TYOMIES рекламировались как экономически выгодное приобретение, с точки зрения объема табака.






Одна «народная сигарета» содержала столько же табака, как 2-3 обычные сигареты.

Осенью 1945 года, лесозаготовитель, нарубивший 4 кубических метра бревен, мог купить так называемый «силовой агрегат на лесной площадке», состоящий из кофе, сахара и пачки TYOMIES.

Однако, после Олимпийских игр в Хельсинки 1952 года, когда в Финляндии появились иностранные сигареты с фильтром, внутреннее производство постепенно начало сокращаться.

TYOMIES производились в течение десятилетий до 1984 года, когда правительство запретило их производство из-за высокого содержания смол и никотина.

История появления рекламы табачной фабрики TYOMIES на фронтоне дома купца А. Воробьева до конца не выяснена.

Возможно, предприниматель был официальным дилером этой фабрики в Выборге. В подтверждение этого на глухой стене, обращенной к Papulankatu, видна реклама TYOMIES.

В здании размещались фирмы:


  • Autoilijain Insurance Ltd, Страхование автомобилистов (квартира);


  • Финская страховая компания ООО;


Проживали:


  • Auvinen, Ida, парикмахер;


  • Kakkonen, Mikko P., инспектор;


  • Vorobjeff, A. P., торговец.


Далее, по Majrinkatu, 2 расположено трехэтажное жилое здание построенное в 1903-1904 годах.










Точнее, таких зданий в этом квартале два, расположены они на противоположных сторонах участка и представляют собой зеркальное отображение одного относительно другого. Фасад второго здания выходил на Tarkka-Ampujankatu.








Такой прием применялся выборгскими архитекторами достаточно часто, но это касалось, как правило, небольших деревянных и одноэтажных зданий.

Что касается капитального строительства, то известен пример парных зданий, расположенных на одной линии, это два одинаковых корпуса дома престарелых в Маасколе по проекту архитектор Paavo Uotila.

Об этом я рассказал в части 79 Выборгских развалин.

Здесь же мы имеем дело с интересным примером не только зеркального отражения, но и разворота на 180 градусов.

Возможно, это связано с тем, что участок, на котором располагались сооружения имел наклон, и для того чтобы не разрабатывать два комплекта документации, и был применен такой прием.

Дома выполнены в стиле модерна и предназначались для проживания работников железной дороги.

Автор проекта известный архитектор Bruno Ferdinand Granholm.


Родился Bruno Ferdinand Granholm14 мая 1857 года в Мёрском, в Великом княжестве Финляндском.

В 1882 году окончил Политехническое училище в Гельсингфорсе.

Студентом Bruno Granholm проходил практику в железнодорожных мастерских, а после того, как в 1892 году стал архитектором Главного управления железных дорог Финляндии, целиком посвятил себя проектированию сооружений этого назначения.

За три десятилетия архитектурного творчества Bruno Granholm возвел в Финляндии десятки зданий железнодорожных станций, отличающихся функциональностью, экономичностью и оригинальной трактовкой архитектурных форм и стиля модерна.

С 1895 по 1926 годы Bruno Granholm был главным архитектором гидротехнических сооружений.

Скончался 29 сентября 1930 года.

Многие выборжцы, да и не только они, хорошо знакомы с его архитектурным творчеством. Просто не догадываются об этом.

Многие из проектируемых им вокзалов на железнодорожной ветке Санкт-Петербург — Выборг до сих пор используются и сегодня, на удивление, неплохо выглядят.

Вокзал станции «Ланская» демонстрирует рациональную ветвь "нового стиля".

Здание, как бы прислоненное к высокой железнодорожной насыпи, нарочито аскетично. Его форма удивляет строгими формами объемов, хаотично-асимметричным силуэтом и оконными проемами, как бы случайным образом разбросанным по гладким стенам, отражая внутреннюю структуру здания.

Здание вокзала на станции «Удельная» было решено в стиле северного модерна.

Оно имеет 2-3 этажа, подвалы и высокий гранитный цоколь.

Со стороны города в центральной части фасада - широкая в восемь гранитных ступеней лестница с входом под железобетонным навесом, ведущая в зал с выходом на перрон.

Стены фасада декорирована лепниной в композицию которой включены чердачные окна.

Со стороны перрона на всю ширину фасада - железобетонный навес. Фасад завершен башенкой со шпилем, под ним - стилизованная ионическая капитель.

От старого здания вокзала в Озерках









сейчас остался только кирпичный первый этаж.



Верхняя деревянная часть сгорела примерно в 1997 году.

Не сохранился и пешеходный мост через пути.

Здание вокзала в Шувалово 1898 года постройки отлично сохранилось вместе с великолепными интерьерами: деревянным наборным потолком и изразцовыми печами.











Вокзал в Парголово напоминает средневековый замок: башни с чешуйчатой кровлей, узкие окна-бойницы, срезанный щипец в центре.





Это - одна из первых в России построек из силикатного кирпича, светлый тон которого хорошо подчеркивали детали из темно-красного клинкера.

Над центральным входом станции Левашово - галерея из трех арок.







Со стороны перрона между ризалитами (части здания, выступающие за основную линию фасада и идущие во всю высоту здания) - навес на двух металлических колонках.

Центральный двухсветный проходной зал вокзала с деревянным кессонированным плафоном.

Две изразцовые печи варварски закрашены масляной краской. Гранитный цоколь сохранился на заднем фасаде, со стороны перрона он утоплен в монолит асфальта.

Rajajoki — ныне не существующая железнодорожная станция между Белоостровом и  Ollila (Солнечное),




названа по реке Rajajoki, финское название реки Сестры.





До 1940 года она была пограничной станцией на советско-финляндской границе со стороны Финляндии.

Вокзал был построен в 1917 году в стиле модерна.

Станция получила серьезные повреждения во время «Зимней войны», правая часть здания была полностью уничтожена.





Ремонту здание в краткий советский период решили не подвергать, хотя, по некоторым сведениям, в здании вокзала был расположен командный пункт советских войск.


Не заморачиваясь ремонтом, советские командиры разместили внутри штабную палатку.











В ходе боевых действий 1944 года здание было разрушено окончательно.
Сегодня его руины расположены вблизи пересечения автодороги E18 и
Западного скоростного диаметра.











Здание вокзала в Terijoki было построено в 1917 году после того, как старый вокзал, открытый еще в 1870 году, перестал справляться с большим количеством пассажиров.






























Во время «Зимней войны» с Финляндией здание вокзала сильно не пострадало.

Через полтора года вошедшие в Terijoki финские войска нашли здание в стадии ремонта, о чем красноречиво свидетельствовали окружающие здание леса.











Этот неторопливый ремонт стал причиной сдержанной шутки, содержащейся в подписи к фотографиям станции в военном архиве SF-kuva:

«Terijoki 1941.09.02.

Станция. Судя по строительным лесам предпринимались попытки отремонтировать ее, но полтора года лишком короткий срок, поэтому работы остались незавершенными».

Во время войны Продолжения летом 1944 года вокзальное здание было серьезно повреждено и пережило серьезную реконструкцию в 1950 году под руководством архитектора Гречанникова. В таком виде оно существует до сих пор.

Нельзя сказать, чтобы художественное убранство вокзалов тщательно сберегалось.

Уцелело оно скорее по случайности, о чем говорят утраты последних лет: разобранные камины на втором этаже в Парголове, закрашенные печи в Левашове, пропавшие из пассажирского зала в Шувалове часы...

Так что в ближайшем будущем возможно ожидать появления сайтов «На парголовских (левашовских, шуваловских и т.д.) развалинах».

Все творчество Bruno Granholm проходило под знаком романтических и националистических тенденций эпохи северного модерна, для которого характерны такие черты, как асимметрия, богатая резьба по дереву, использование мотивов средневековья и финского фольклора.

Bruno Ferdinand Granholm воплотил в своих творениях лучшие достижения этого стиля архитектуры: "целесообразность плана, пластичность объемного решения, чистоту плоскостей и линий".

Не удивительно, что и в Выборге, бывшем вторым по величине железнодорожным узлом Финляндии, Bruno Granholm оставил свой след. Помимо жилых домов в районе Papula, которые дожили до наших дней, практически без внешних изменений, разве, что приобрели почтенный вид старцев, живущих на нищенскую пенсию, но не потерявших природное благородство, по проекту Bruno Granholm было возведено здание товарной станции, также дожившее до наших дней.


Внешне здание выглядит прекрасно,




чего нельзя сказать об окружающем его пейзаже, картина которого вызывает ассоциацию «в тупике», но со светлым пятном впереди.

Заглянув во внутрь, я увидел типичный, набивший оскомину «евроинтерьер» из дешевого пластика, перегородок и подвесных потолков из гипсокартона.

Так выглядит современное варварство.

Вдоль Vuorikatu располагались два одинаковых деревянных одноэтажных дома, не дошедших до наших дней.

По Papulankatu, 12 в деревянном доме





размещались фирмы:


  • Парикмахерская Elin Kannas;


  • Выборгский кооператив, Мясная лавка № 14.


В доме проживали:


  • Kannas, Elin, парикмахер;


  • Karvinen, Yrjö, руководитель лесного хозяйства;


  • Valjus, Eino, управляющий недвижимостью.


В глубине участка находится двухэтажный жилой дом из красного кирпича, сведений об авторе и год постройки мне найти не удалось.












Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments