reg_813 (reg_813) wrote,
reg_813
reg_813

Categories:

На выборгских развалинах. Часть 188.

Взгляд вверх.

Почему мы почти никогда не обращаем внимания на те здания, мимо которых спешим по своим делам каждый день?

Зачастую потому, что не отрываем свой взгляд от улицы.

Этому, конечно есть и простое объяснение, прогулка по нашему городу иногда сопряжена с некоторыми опасностями, типа ям, наполненных водой, неубранным снегом и льдом, разбросанным мусором или, не дай Бог, кирпич, который, как известно, просто так не падает, но дает повод лишний раз поднять глаза к небу. Но о камнях с неба в свое время.

Стоит только остановиться и поднять взгляд на знакомое, казалось, здание, как сразу возникает множество вопросов по истории, эстетике, практичности и функциональности.

Вот небольшое здание по Linnankatu, 12 (ул. Крепостная).







Зажатое между двумя разноэтажными зданиями, оно вызывает у меня двойственное впечатление.

С одной стороны — это здание так называемой рядовой застройки, в котором проявляются черты функционализма в виде прямоугольных панорамных окон, отсутствия украшений. Правда, настораживает классический треугольный фронтон, несколько смещенный от центра фасада. Заглянув же во двор, находим типичные черты, характерные для застройки середины позапрошлого века.

Уютный внутренний дворик, скорее всего, когда-то вымощенный камнем, окруженный со всех сторон стенами, увитыми плющом, тоже, увы, в прошлом,  вызывал чувство защищенности и покоя.




Сразу возникает предположение, что этот дом перестраивался.

Действительно, первоначально каменное строение, возникшее здесь в 1855 году по проекту архитектора C. Leszig, было, по всей видимости, двухэтажным, как и его внутренние крылья.

До высоты третьего этажа оно было достроено по проекту архитектора из Хельсинки Ole Gripenberg в 1934 году.

Информации как оно выглядело до перестройки, к сожалению, найти не удалось.

Таким образом, к судьбе этого небольшого здания оказались причастны два талантливых финских архитектора, творивших в разное время и в разных городах.

Дата и место рождения архитектора Carl Leszig и год его смерти остались неизвестными, также как и информация о его родителях и учебе.

Альбом Academicum Тартуского университета содержит информацию о том, что в Санкт-Петербурге в 1810 году родился Eduard Leszig.

Этот человек мог быть братом Carl Leszig, в этом случае, может быть возможным, что ландшафтный архитектор Carl Leszig учился бы в Тартуском университете.

Начался его творческий путь, скорее всего, в Санкт-Петербурге.

Место смерти его, вероятно, Выборг.

Из его семейных отношений известно, что он женился в 1838 году в Выборге на Rosalie Ernestine Schultzin, и у них были дети Розали Кэролайн - Селан (1839 г.), Мария Элизабет (1840 г.), Карл Эдуард (1843 г.) и Карл Леопольд (1847 г.).

Архитектор Carl Leszig занимал должность городского архитектора до 1851 года, когда он попросил об отставке.

За 17 лет работы он успел разработать много планов и возвести многочисленные постройки в Выборге.

Выборгский магистратский архив рисунков включает в себя около 130 чертежей домов, которые были построены или предполагались к строительству на различных городских участках.

Работы Carl Leszig оставили неизгладимый след в Выборге, подчеркивая его характер.

Это, в первую очередь, двухэтажные каменные здания в старой части города, не дошедшие, к сожалению, до наших дней или претерпевшие серьезные изменения.

Такие, как этот дом на Karjaportinkatu, 12  1838 года постройки.









Или, не сохранившийся, дом на углу Karjaportinkatu и Mustainveljestenkatu постройки 1837 года.





Carl Leszig является автором оформления ограждения Выборгского театра в виде ряда полуколонн, некогда шедшего от Vahtitorinkatu (ул. Сторожей башни) до старого деревянного здания пожарной части на Linnankatu.

Этот объект также не сохранился.
Один из проектов
Carl Leszig, обнаруженных в архиве.



Можно предположить, что первоначальный вид здания по Linnankatu, 12  был похож на проекты двухэтажных каменных домов .

С развитием города изменялись и требования к старым зданиям и перед городскими властями вставали вопросы перестройки и приспособления их к новым условиям.

И этот вопрос иногда решался путем, как бы сказали сейчас, реновации, без сноса под основание старых зданий.

Архитектор из Хельсинки Ole Gripenberg был выбран для этой работы.

Ole Gripenberg (1 октября 1892 г., Хельсинки - 6 августа 1979 г., Хельсинки) был финским архитектором и доктором технологии.


Он получил среднее образование в Финской объединенной школе в Хельсинки в 1911 году и окончил в 1915 году в качестве архитектора Хельсинкский технологический университет.

С 1916 по 1917 год Ole Gripenberg работал в Донецкой области на юге России, проектируя рабочие жилые дома в новом индустриальном городе Юзовка (ныне Донецьк).

Строительство города выполнялось финским архитектором Gerog Nummelin, который для осуществления проекта нанял архитекторов из Финляндии Ole Gripenberg, Martti Välikangas и Atte Willberg.

После русской революции Ole Gripenberg вернулся в Финляндию и работал в офисе архитектора профессора Sigurd Frosteruks чертежником.

В 1918–1936 годах у Gripenberg и Frosteruks было совместное архитектурное бюро.

В 1935 году Gripenberg основал свой собственный офис, Gripenberg & Co Architects, которым он руководил до 1957 года.

В 1920-х годах Gripenberg спроектировал 13 жилых многоквартирных домов в Така-Тёёлё, Хельсинки, в том числе один блок из 10 жилых домов вдоль Mannerheimintie. Дома представляли собой стилистически упрощенный классицизм 1920-х годов.

Ole Gripenberg также сделал значительную карьеру в качестве исследователя. Защитил докторскую диссертацию в 1939 году под названием «Форма жилого дома и производственные затраты».

В дополнение к этому он опубликовал множество работ в своей области, таких как «Факторы, влияющие на аренду жилья» (1941) и «Экономика строительства» (1948).
Интересовали его и такие вопросы вопросы, как гражданская форма чиновников Финляндии.



Ole Gripenberg был также удостоен звания профессора в должности заведующего лабораторией экономики строительства в Государственном научно-исследовательском институте (VTT).

Он был управляющим директором по строительству социального жилья в Сато с 1936 по 1941 год и начальником отдела оценки ущерба от войны Министерства финансов с 1942 по 1943 год.

Ole Gripenberg является автором здания в стиле функционализма по Linnankatu, 39 в Выборге, возведенным в 1936 году.


Не правда ли очень похоже на здание на углу Albertinkatu и Bulevard в Хельсинки, построенное годом позже?


Надо сказать, что выборгский опыт реновации оказался не последним для Ole Gripenberg и двумя годами позже он осуществил подобный эксперимент в Хельсинки.

Mariankatu Street 19: оригинальное здание 1904–05, архитектор Gustaf Estlander.

Mariankatu Street 19: новая версия, Ole Gripenberg, 1936.

В 1939 году в выборгском здании размещались:


  • T: mi J. Oikkonen, магазин нижнего белья и галантереи (владелец Jenny Turunen);


  • Парикмахерская Arvi Rantanen;


  • Мясной магазин K. V. Seppänen;


  • Osuusliike Torkkeli r.l. Магазин молока и хлеба.


В доме проживали:

- Pitkänen, Evald, окружной криминальный комиссар;
-
Rantanen, Arvi, парикмахер;
-
Seppänen, K.V., купец;
-
Turunen, Erkki, купец;
-
Turunen, Jenny, купец.

Во время «Зимней войны» здание оказалось разрушенным и, скорее всего, горело, как и соседнее по Linnankatu, 14.


Во время «Войны-продолжения» его восстановили.

К сожалению, сегодняшнее состояние этого архитектурного объекта со сложной судьбой оставляет желать лучшего.



























Но его судьбе может позавидовать находящийся напротив Домус — олицетворения бездушия и хамского, варварского и, можно сказать, преступного отношения выборгской власти к архитектурному наследию, а точнее, к трофеям.
Единственное, на что способна эта власть - перекрыть доступ  к фасаду, ввиду опасности для жизни  пешеходов из-за падающих кирпичей.

















Особенно кощунственным это выглядит на фоне так называемого «победобесия» по поводу Великой победы, доставшейся нам страшной ценой, в то время, как мы, по сути дела, промотали значительную часть ее достижений.
Впору нести на палочках не только портреты погибших, но и фотографии тех зданий, за которые они умирали, а мы не смогли эти здания сохранить.
Простите нас.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments