reg_813 (reg_813) wrote,
reg_813
reg_813

Categories:

На выборгских развалинах. Часть 196.

В Выборге есть все.

Квартал в центре города, ограниченный улицами Torkelinkatu (пр. Ленина), Torikatu (ул. Пионерская) , Salakkalahdenkatu (набережная 40-летия Комсомола), Kirjenkatu (Рыбный переулок) неплохо сохранился, за исключением нескольких деревянных домов, и может дать представление о том, каким был Выборг восемьдесят лет назад.








На углу Torkelinkatu и Torikatu стоит здание Банка Финляндии, выполненное из красного кирпича и возведенное в 1908 году.


Несмотря на несколько тяжеловатую форму приземистого здания, высокая черепичная крыша компенсирует этот недостаток, превращая его в довольно изящное строение с высокими треугольным шпицами, возвышающимися над парадными фасадами.

Находясь в начале центральной магистрали города, на восточной части Рыночной площади, здание стало знаковым, одним из символов города, его изображение широко разошлось в фотографиях и открытках.











Во время осады Выборга в "Зимнюю войну" здание банка не пострадало,




и мы можем любоваться шедевром архитектуры в практически первозданном виде.



Кирпичная кладка изобилует различными формами,










но великолепной находкой автора является широкое использование терракотовых скульптур и маскаронов в отделке фасадов.

Сочетание красного кирпича (материал средневековой пламенеющей готики) и античной терракоты создает неповторимое романтичное настроение, характерное для модерна.

Над главным входом в треугольной классической нише расположена скульптурная группа из двух обнаженных юношеских фигур, символизирующих основные занятия жителей города и губернии — морское дело и земледелие.


Между ними помещен герб города.

Юноши, по всей видимости, должны символизировать вечную молодость древнего города.

Двери главного входа, решетки окон, ворота арки, ведущей во двор были выполнены из металла ручной ковки — еще одна авторская особенность.










Над окнами фасада по Torikatu в аналогичных нишах расположены аллегорические фигуры с геральдическими знаками.
































Детские головы с руками или плавниками, держащие щиты в обрамлении флористичного и зоологического декора, поддерживают атмосферу фантастического романтизма.

Младенцы всегда были символом чистоты и прекрасного будущего, олицетворением безмятежного детства, когда нет никаких забот, а жизнь представляется непрерывным праздником и чередой игр и развлечений.

«Давай играть» - императивное требование раннего детства.

Мы видим разбросанные по фасаду маски свиней, баранов, пастухов, женские портреты, изображения монстров.













































По углам расположились миниатюрные химеры, вызывающие скорее улыбку, чем ужас.

Фантазия автора неисчерпаема, нам кажется, что в каждой небольшой детали скрыт некий символ, который одновременно и хочется разгадать, и хочется, чтобы он продолжал волновать воображение, оставаясь непонятным и таинственным.

Кто же оставил нам в наследство эту каменную сказку, дом-загадку?

Carl Gustaf Nyström (21 января 1856, Гельсингфорс, Великое княжество Финляндское — 30 декабря 1917, Хельсинки) был выдающимся финским архитектором, одним из наиболее известных архитекторов в Финляндии в конце 19-го и начале 20-го века.


Он был активным и влиятельным преподавателем, профессором архитектуры, ректором Хельсинского технологического университета, талантливым архитектором и чиновником, участвующим в революционных проектах городского планирования.

Gustaf Nyström изучал архитектуру в Политехнической школе (сегодня это Хельсинкский технологический университет) и окончил ее в 1876 году.

Он также провел год обучения в Вене у Генриха фон Ферстеля в 1878–79 годах, одного из многих архитекторов, которые спроектировали здания для Вены в конце 19 века.

Именно венская архитектура, кажется, постоянно давала ему новые импульсы.

Gustaf Nyström совершил множество учебных и ознакомительных поездок: в Италию 1879, Берлин 1883, Швеция, Германия, Лондон, Париж, Вена 1884, Стокгольм, Гамбург, Берлин, Париж 1890, Германия, Вена, Италия 1891, Швеция, Копенгаген, Германия, Англия в 1894 году, в скандинавские страны Центральной Европы с 1896 по 1915 год.

Gustaf Nyström начал работать в офисе своего бывшего учителя Frans Anatolius Sjöström и в 1885 году возглавил фирму.

Уже в 1879 году он начал преподавать строительство в Политехническом институте, а в 1885 году был назначен старшим преподавателем архитектуры.

Позже эта должность была преобразована в профессора, и Gustaf Nyström стал первым профессором архитектуры в Финляндии.

Он был руководителем института в период с 1895 по 1917 год и внес вклад в преобразование Политехнического института в Технологический университет в 1908 году.

Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге удостоила его звания «академик» в 1892 году.

Он также был членом национальной археологической комиссии и был сторонником тщательной и научной консервации зданий.

Будучи преподавателем в Политехническом институте, он начал практику, согласно которой каждый будущий архитектор участвовал в записи исторического архитектурного наследия Финляндии, измеряя и рисуя его.

Gustaf Nyström считается «легендарным преподавателем архитектуры» и был самым выдающимся учителем архитектуры в Финляндии около 40 лет.

В течение этого времени он разработал свой учебный план с одновременным акцентом на художественных качествах проекта через практику архитектурного рисунка и включением изучения элементов инженерного искусства.

Он продолжал преподавать в классической традиции, но подчеркивал местные скандинавские и финские особенности архитектуры.

Gustaf Nyström стал влиятельным учителем для архитекторов, работающих в стиле национального романтизма, который стал очень популярным в Финляндии на рубеже веков, хотя сам он меньше интересовался этим стилем и здание Банка Финляндии в Выборге один из немногих, если не единственный, образец творчества Gustaf Nyström в стиле модерн.

Gustaf Nyström был педантичным, но интеллектуальным преподавателем, учившим своих учеников самостоятельному творчеству.

Gustaf Nyström был последним архитектором в Финляндии, работавшим в стиле неоренессанса.

С 1900 года он начал экспериментировать и в других стилях.

Как архитектор Gustaf Nyström также участвовал в проектах городского планирования.

Он был одним из главных участников планов города, разрабатываемыми Каллио и Тёёлё, предлагая новые идеи в планы города.

Он был пионером городского планирования и инициатором многих муниципальных реформ, связанных со строительством в Хельсинки. Среди финских архитекторов он был энциклопедистом по идеалам 19-го века.

Кроме того, он был активным местным политиком и в этом качестве участвовал в проектах социального жилья.

Банк Финляндии не единственный образец творчества Gustaf Nyström в Выборге.

Поблизости, на другой стороне Torikatu расположен еще один шедевр архитектуры.

Как сказали бы в Одессе: «Вы хотите Венеции? У меня есть ее для вас!»

Это здание Выборгского Сберегательного банка Финляндии, выполненное в венецианском стиле по проекту Gustaf Nyström 1898 года.
В центре фасада  здания находится великолепный балкон с двумя львами,





держащими в руках щиты с гербами Выборга



и Хельсинки.




Тщательная проработка деталей декора и оконых наличников, выполненных из керамики,




чугунные решетки на окнах цокольного и первого этажей,




цоколь из гранитных блоков




все это создает оригинальный образ итальянского палаццо со скандинавским характером.

За планирование реконструкции дома был ответственным архитектор Uno Ullberg.

В результате перепланировки вход в банк был перенесён с главного фасада на боковой, для чего к левому фасаду была пристроена гранитная наружная лестница.




По ней посетители попадали прямо в операционный зал.

Украшением входной лестницы является сохранившаяся гранитная скульптура художницы Hilma Flodin-Rissasen, изображающая детей, собирающих урожай яблок — символ доходности банковских вкладов.








Этому творению Gustaf Nyström также повезло, оно уцелело после "Зимней войны", хотя соседнее здание, также принадлежавшее выборгскому Сберегательному банку, было уничтожено огнем.


Интерьеры здания в современном состоянии можно посмотреть здесь:

https://www.instagram.com/p/BuY6fm-DCvL/?utm_source=ig_embed

И это еще не все.

Тесные связи архитектора с семьей Нобелей привели к появления еще одного шедевра на выборгской земле.

В начале 1900-х Gustaf Nyström искал свои идеалы в скандинавской архитектуре.

В то же время он был хорошо знаком с новыми архитектурными тенденциями Центральной Европы.

В 1890-х годах Эдла Нобель, вдова Людвига Нобеля,






купила участок земли в Ala Kirjola (ныне Ландышевка) в приходе Iohannes, куда семья переезжала на лето в середине мая.

В усадьбе было обработано более ста гектаров земли, и Эдла Нобель превратила ее в модельную ферму.

Так как старый усадебный дом оказался неремонтопригоден, было принято решение снести его и построить новый.

Поместье Ala Kirjola, барочный замок в стиле модерн, был ответом Gustaf Nyström на похожий проект архитектурного бюро "Гезеллиус-Линдгрен-Сааринен" — усадьбу Суур-Мерийоки.




















«Летний замок в Ala Kirjola» был завершен в 1903 году.

Однако к поместью относился не только он.

В него входили великолепные конюшни,




полуоткрытая оранжерея на соседнем острове и близлежащий дом в Анжале, который был приобретен как летний поселок, в котором могли разместиться сто детей петербургских заводских рабочих.

Для них также был создан центр здоровья.

Он был открыт каждый день и раздавал лекарства бесплатно.

После начала Первой мировой войны летняя колония Ala Kirjola была преобразована в военный госпиталь на 150 коек, собственную операционную и рентгеновский кабинет.

После революции больница была закрыта.

Ala Kirjola оставалась летним местом пребывания нобелевской семьи и после получения независимости Финляндией.

Перед «Зимней войной» особняк был опустошен, часть обстановки была перемещена в безопасное место, часть была спрятана в земле.

Финны сожгли поместье до нападения врага.

Огонь также уничтожил семейные архивы, составленные дочерью Людвига Нобеля - Мартой Нобель-Олейниковой.

Во время перемирия сокровища замка, включая картины, были выкопаны из земли.

С тех пор они появились на аукционах в Швеции.

Великолепное здание усадьбы, которое местные жители называли «королевским дворцом», было разрушено во время Зимней войны.

Исторически правильным считается уничтожение зданий усадьбы самими финнами, что ими и не отрицается, однако сведения о взрыве ранее заминированного здания усадьбы в финских источниках я не нашел, говорится только о пожаре.

То, что осталось от усадьбы можно посмотреть по адресу:

https://www.otzyv.ru/read.php?id=163377

Gustaf Nyström является автором здания Женской хирургической клиники в Санкт-Петербурге с его широким выступающим карнизом и великолепным терракотовым декором.























Клиника была открыта 26 сентября 1912 г.

Огромную бескорыстную помощь в ее строительстве (200 тысяч рублей) оказала Марта Людвиговна Нобель-Олейникова.


По своему оснащению клиника стала лучшим медицинским заведением того времени.


https://www.citywalls.ru/house1424.html

Здание благополучно пережило блокаду и в настоящее время в его стенах находится Вторая хирургическая клиника Первого медицинского института им. И. П. Павлова.



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments