Выборгский Фаберже.
Продолжаем прогулку по кварталу.
Далее по Torkelinkatu находится двухэтажное коммерческое и жилое здание в стиле ренессанса, спроектированное городским архитектором Johan Brynolf Blomkvist ( Viapori, 4 марта 1855 г. - Viipuri 31 января 1921г.) в 1888 году.
На должность городского архитектора Johan Blomkvist был назначен 2 марта 1887 года и это здание, по всей видимости, стало первым, построенным им в Выборге
Четверть века работы в Выборге были исключительно плодотоворными для Johan Blomkvist.
Его непосредственной задачей, как городского архитектора, было строительство общественных зданий.
Они так же, как и спроектированные им частные дома, придали городу новый вид, в основном, в стиле неоренессанса,
Его творчество совпало с началом строительного бума в Выборге и переходе от 2-х и 3-х этажных домов к 4-х и 5-ти этажным, как более эффективным для использования.
В нишах второго этажа здания находились симметричные скульптуры, которых сейчас нет.
Исчезло слуховое окно в центре вместе с симпатичным ограждением.
На первом этаже размещались магазины:
- Выборгский химический магазин;
- K. T. Forstenin Seur. Oy, Магазин цветов и венков;
- Магазин тканей, (Владелец Alfred Keiho);
- Ювелир и часовщик L. Salkari;
- Магазин стекла, зеркал и рам K. F. Lindqvistin Seur., (Владелец K. Launne);
- Finnish Hat Business Ltd.
Второй этаж был жилым, там проживали:
- Jauhiainen, K.J., банковский менеджер;
- Lahti, Aatto, судовой брокер
- Salkari, L., ювелир.
Следующее трехэтажное жилое и коммерческое здание в стиле ренессанс по Torkelinkatu спроектировано архитектором Juho Raatikainen в 1894 году.
В доме был знаменитый кафе-ресторан Alf. Pursiainen, чья выпечка была известна всему городу.
Кафе Pursiainen было любимым местом для выборгских школьников.
Кроме того, там размещались:
Torkkelin Paperi, (Владелец Waldemar Jakola);
Похоронное бюро S. Vehala;
Магазин рыболовных снастей K. Holm;
Животноводческий центр, Кооператив, Овощной центр склад;
Животноводческий центр, Кооператив, Магазин № 1;
Orkamo Oy, магазин бытовой техники;
Семена и овощи R. J. Jalava;
Торговля фруктами, деликатесами и колониальными товарами H. Rehell;
Льняная мельница Тампере, представитель K. Holm.
Обращает на себя внимание почти полное копирование первого этажа ранее построенного здания по проекту Johan Blomkvist.
Это создает впечатление непрерывности и органичного перехода одного здания в другое.
После войны внешний облик здания изменился благодаря любимым занятиям советских архитекторов: улучшать и усугублять, зданию прилепили лишний этаж.
На углу Torkelinkatu и Kirjenkatu располагается единственное сохранившее деревянное здание квартала, построенное во второй половине XIX в., архитектор А. Сандель.
Судя по вывеске там размещался магазин строительных материалов.
Современный вид здания значительно искажен из-за исчезновения центрального фронтона, уменьшения площади окон, изменения направления деревянной обшивки, превративших изящное строение в подслеповатую избушку.
Поворачиваем налево и выходим на Kirjenkatu.
Роскошным фасадом с балконом по центру сюда выходит здание, построенное в 1902 году по заказу выборгского ювелира Вильгельма Портано (Wilhelm Portano). Автором проект был строительный мастер (архитектор?) Antti Korpimäki.
Вильгельм Портано работал в Санкт-Петербурге и, возможно, захотел воплотить в заказанном проекте идеи дома К. Фаберже на Большой Морской, перестроенного архитектором К. Шмидтом.
Сходство улавливается не только в общей композиции фасада здания, но и в форме окон первого этажа, разделенных гранитными пилястрами, передняя плоскость которых отполирована.
Лицевой фасад, решен достаточно просто, но элегантно, сочетает несколько архитектурных элементов: рустовку, красные гранитные пилястры в межоконных пространствах первого (цокольного) этажа, наличники с карнизами разной конфигурации, фриз со стилизованным декором, два треугольных фронтона, обрамленных пинаклями (башенками) и увенчанными орнаментированными деталями из гранита.
Фасад дворового корпуса имеет закругленные углы.
На первом этаже здания располагались магазины.
- Молочная лавка Кайслахти;
- Страховая компания Aarni ;
- Парикмахерская Saima Inkinen;
- Магазин плитки Rakkolanjoki (Владелец Alex Saxberg);
В доме проживали:
Hämäläinen, A. F.;
Hartikainen, E. R., помощник судьи;
Хартикайнен, Ханнес, помощник судьи;
Hartikainen, Saimi, лектор;
Huitu, K., Молочный цех усадьбы Кайслахти;
Ihalainen, V., лейтенант-евангелист;
Inkinen, Saima;
Karvinen, Oskari, старший инспектор;
Maksimenko, Paul, офис-менеджер;
Portano, Anni;
Setälä, Väinö, оценщик;
Valkonen, Lauri, смотритель;
Veijalainen, Bertta, магазин шляп и мод;
Viskarinen, Eino, Механический цех.
Фасад украшен растительным декором и двумя вазами на уровне четвертого этажа.
Здание хорошо сохранилось, только гранитные колонны цокольного этажа имеют повреждения от осколков и нашего варварского отношения к старой архитектуре: вместо того, чтобы изогнуть трубу, рубим гранит.
Далее по Kirjenkatu находилось деревянное одноэтажное здание, которое не сохранилось и, в глубине участка, капитальное кирпичное задние складского типа,
в котором располагались:
Агентство-магазин Sören Berner & Co, Масла Castrol, склад;
T:mi Fred. Alfthan, оптовик и ростер кофе, (Владелец Gerda Alfthan).
На углу Salakkalahdenkatu и Kirjenkatu находилось деревянное одноэтажное здание, не дошедшее до наших дней, в глубине участка — кирпичное здание складского или производственного типа.
Автор деревянного здания Viktor Erik Amdaeus Bosin (1861 год).
В них размещались:
Агентский магазин Sören Berner & Co, офис;
Lotta-Svärd, студенческий дом;
Выборгская районная ассоциация ритейлеров.
На этом же участке находится архитектурный памятник - дом консула Вольфа, построенный в 1884-85 г.г. по проекту архитектора J. Ahrenberg.
C 1915 по 1937 год здесь размещался офис акционерного общества "Саво-Карельская оптовая торговля".
После этого в здании были устроены жилые квартиры, в которых, в частности, проживали:
Nurmela, I. O., торговый агент;
Stavenhagen, Yrjö, директор.
Богато украшенный 3-этажный особняк, частично из красного кирпича с прекрасным большим эркером на втором этаже, украшенным белоснежными колонами, с треугольным фигурным фронтоном венчающим центр фасада — великолепный образец неоренессанса.
Во время «Зимней войны» интерьеры здания были утрачены.
В результате послевоенного ремонта изменилась форма крыши, исчезли два слуховых окна, уничтожены декор третьего этажа и фронтона, барельеф над входом.
Но даже то, что осталось, дает представление о том, как выглядел Выборг, изумительный в своем разнообразии стилей, собранных на таком небольшом пространстве, когда перемещение на несколько сот метров переносит нас на десятилетия, а то и сотни лет в ту или иную сторону, создавая фантастическую реальность перемещения во времени.
В деревянных одноэтажных зданиях на углу Torikatu и Salakkalahdenkatu размещались:
Дилеры автомобилей и мотоциклов Arvidson, (Владелец A. I. Vuoma);
Paajanen & Karkiainen, зерновые, колониальные товары оптом и в розницу, (Владелец T. Paajanen);
Yleinen Kumivarasto Oy, магазин и офис.
Знаменитая зимняя резина Nokian Hakkapeliitta уже в декабре 1938 года пользовалась успехом у автовладельцев.
И, наконец, деревянный дом по Torikatu,3, в котором размещались:
Torkkelin Liikenne Oy, транспортная компания;
Выборгский кооператив, универсальный магазин № 49;
Выборгский кооператив, мясной магазин № 12;
Выборгский кооператив, столовые II и III-классов.
Здесь, на Рыночной площади находилась вторая автобусная станция, осуществлявшая, как мне представляется, автобусное сообщение с ближайшими пригородами Выборга.
Если фасады зданий еще как-то поддерживаются в адекватном состоянии, хотя ряд скульптурных изображений здания Банка Финляндии требует срочной реставрации, этого нельзя сказать о дворовых фасадах практически всех зданий.
Облупившаяся штукатурка, балконы, готовые рухнуть на головы горожан, разбитые дворовые покрытия, автостоянки на газонах — вот неполный перечень изъянов.
Несомненно, требуется ремонт и интерьеров зданий, и их инфраструктуры: водопровода, канализации, электрических сетей.
Я уже не говорю о восстановления первоначального облика зданий.
Эта задача для нынешней власти просто неподъемная в силу отсутствия не столько средств, сколько понимания необходимости этого.
Прошло три четверти века после окончания Второй мировой бойни, унесшей десятки миллионов жизней, разрушивших десятки тысяч населенных пунктов: городов, поселков, деревень.
Лидеры послевоенной Европы поставили перед собой задачу не только восстановить мирную жизнь, промышленность, жилой фонд, но и добиться максимального восстановления исторических зданий в их первоначальном виде.
И этот процесс продолжается до сих пор и в странах победительницах, и в странах проигравших.
Это объединяет Европу, бывшие враги совместными усилиями, несмотря на, казалось бы, непреодолимые разногласия, строят новый мир, в котором нет различий между людьми, несмотря на их расу, мировоззрение, религиозные убеждения, ощущения себя мужчиной, женщиной или трансгендером.
Обидно, что наша страна не вписывается в этот процесс, а всячески от него дистанцируется, радуясь любой неудаче в решении столь сложной задачи, ища в нем изъяны, не забывая при этом нахваливать себя за традиционализм, граничащий, а в ряде случаев, прямо восходящий к традициям тоталитарного общества.
Варварское отношение к архитектурному наследию Выборга — прямое следствие этого.