reg_813 (reg_813) wrote,
reg_813
reg_813

Categories:

На выборгских развалинах. Часть 198.

Karppila.

По вспомининиям Ilmari Hyppänen.

Село Karppila, нынешнее Подборовье, в бывшей Выборгской сельской общине располагалось на северном берегу Выборгского залива.

В истории Выборгского прихода упоминается, что в 1430-х годах в этих местах уже существовало два облагаемых налогом хозяйства.

Пока сельское хозяйство было основным занятием деревни, население деревни было очень небольшим, но уже в конце 19 века и на рубеже веков этот шестой по величине муниципалитет состоял из 67 деревень. Заново составленный регистр населения Karppila содержит 590 человек, проживавших там в 1939 году.

Дорога на Karppila отделялась от трассы Выборг-Котка примерно в 19 км к югу от Выборга.

Территория села включала лесные угодья в северной части, затем саму деревню Karppila и заканчивалась узкой косой Harjuniemi (мыс Шатунок), уходящей в залив на юге.

На востоке она граничила с деревней Hapenensaari, на западе с портовой зоной Uura (г. Высоцк), которая принадлежала муниципалитету Vahviala и городу Выборгу.

Karppila - это в основном рабочий поселок.

Лишь несколько семей занимались мелким сельским хозяйством.

Средства к существованию большинства семей были обеспечены благодаря очень интенсивной работе по перевалке леса в близлежащем Tervasaari или чуть дальше в Uura.

Раньше производственная площадка также располагался на берегу Karppila в узкой части Harjuniemi.

И многие мальчики и девочки начинали там знакомиться с трудовой жизнью.

Некоторым также пришлось уезжать на лесные работы, а иногда и насовсем за пределы родной деревни.

Лодочные торговцы, которых было несколько в Karppila, сформировали свою особую профессию.

Это были женщины, которые загружали свои лодки на берегу Karppila, путешествуя в любую погоду от Uura и Koivusaari, по стоянкам кораблей и барж, посещая верфи. Они заваривали кофе и продавали его, также предлагали лимонады, хлеб, колбасы и другие товары.

Зимой на берегах села строили баржи и смолили лодки, а весной грузовики везли сюда большое количество бревен, которые нужно было ошкурить перед тем, как спустить на воду и собрать в большие плоты для погрузки на корабли.

Близость к морю также предоставляла возможность для рыбалки.

Свежая рыба была доступна в течение всего года.

Помимо любительской рыбалки, которой промышляли практически все, были и профессиональные рыбаки.

В начале двадцатого века рабочее движение получило поддержку со стороны жителей Karppila.

Товарищество рабочих было основано еще в 1905 году.

Оно действовало достаточно энергично, даже во время войны и после нее, так, например, существует запись о ежегодном собрании, проводившемся в 1949 году в Harjavalla.

В состав ассоциации входили роговой оркестр, основанный в 1907 году, женская секция, основанная в 1908 году, и игровой клуб, основанный в 1910 году.

Спортивный клуб Karppilan Kaiku был основан в 1921 году, но и до этого спортивные соревнования организовывала Ассоциация рабочих.

Со стороны рабочего движения следует упомянуть женскую организацию, в котором участвовали женщины деревни, в то время как организации Conservation и Lotta Svärd в деревне не действовали.

Общим достижением сельчан был также поселковый кооператив Karppilan Osuusliike r.l., основанный еще в 1909 году и позднее вошедший в Выборгский кооператив.

Кроме того, в деревне работал универсальный магазин Vaittinen.

Лишь незадолго до «Зимней войны» началось регулярное автобусное сообщение из Karppila в Выборг.

До этого те, кто хотел воспользоваться автобусом, должны были пройти пару километров до Tervajoki, откуда в обоих направлениях проходили автобусные маршруты как на короткие расстояния, так и на междугородние.

Пассажирские суда долгое время осуществляли перевозки сельчан на близлежащие острова и в Выборг.

В Karppila было целых два причала, что было связано с тем, что в прошлом шла ожесточенная конкуренция за пассажиров между компанией, принадлежащим муниципалитету Säkkijärvi и пароходной компанией Rienno.

У последней был собственный пирс в Karppila, на который доступ судов Säkkijärvi был закрыт.

Позднее был построен пирс Säkkijärvi.

Начальным образованием детей села занималась начальная школа Karppila, для которой в 1928 году было построено отдельное здание и одновременно жилой дом для учителей.

В школе училось до 126 учеников и имелось четыре учителя.

Оба здания были разрушены во время «Зимней войны» (школа была уничтожена прямым попаданием авиационной бомбы), но во время «Войны продолжения» в 1943 году было построено новое современное школьное здание из кирпича.

Автором проекта в стиле функционализма был известный архитектор Jalmari Lankinen.

Здание сохранилось, после войны в нем располагался детский дом, позднее и до настоящего времени сначала пионерский, а затем детский оздоровительный лагерь «Волна».


Помимо собственно школьной работы, помещения школы использовались как библиотека, как тренировочная площадка для хоров, оркестров и гимнастов, и, конечно же, как место проведения различных торжеств.

Одним из заветных мест было кладбище Karppila, где похоронено около 650 жителей Karppila, близлежащих деревень и островов архипелага. Живописные березы и сосны, цветущие кустарники и летние цветочные насаждения украшали это место вечного покоя.

Летом умерших с островов доставляли на пирс Karppila на корабле, и появление такого похоронного судна часто сопровождалось стечением большого числа жителей села для участия в траурном мероприятии.

Люди отдавали дань уважения тем, кто всю жизнь прожил в отрыве от материка и, как бы вернувшись из долгого плавания, обрел покой на большой земле.

В настоящее время финское кладбище уничтожено, на его месте находится гражданское кладбище поселка Подборовье.

Памятный камень да несколько разбросанных надгробий напоминают нам о его существовании.














У многих, кто подходил к пристани Karppila с моря, первое, что приходило на ум, было выражение «уродливая деревня».

Дело в том, что все неокрашенные хозяйственные постройки были построены на берегу бухты.

Но когда они оказывались на плоском, типичном для морского пейзажа песчаном берегу, на котором выросла густонаселенная деревня с аккуратными небольшими участками, каждый из которых обычно принадлежал жителю или семье и поэтому тщательно поддерживался, то, обычно, скептицизм и высокомерие сменялось восторгом от увиденного.

Таким она и осталась в сознании каждого обитателя Karppila, и таким запомнилась Ilmari Hyppänen, когда он в последний раз покинул его 17 июня 1944 года.

В то время в селе уже не было жителей, в голубом небе рокотали двигатели самолетов, а причал был заполнен солдатами, которые отправлялись на защиту Ravansaari и Suonionsaari.

Но цвела сирень и воздух был наполнен ароматами начавшегося лета.

В километре от Harjuniemi к юго-западу расположен остров Mustasaari (о. Черновой).

С трех сторон остров огибает Пильский пролив или Северный Тронгзундский фарватер), глубиной до 12 метров, но извилистый и сложный для навигации.





Это и определило использование Mustasaari для защиты пролива от возможного прорыва через него неприятельских судов.

В 1808 году на западном берегу Mustasaari была развернута артиллерийская батарея.

Следующим этапом совершенствования обороны было усиление батареи в 1860-1870х годах.

Строительные работы начались в 1863 г.

Западный фронт укрепления был обращен к фарватеру, проходившему в 300 метрах.

По проекту укрепления составляли три открытые береговые артиллерийские батареи.

Позиция каждой батареи включала прямолинейный земляной вал с двумя короткими фланками — боковыми сторонами укрепления, перпендикулярными основному.

Один из сохранившихся каменных фланков.




Орудия устанавливались на насыпных земляных барбетах.

В 1868 году  батарея была укомплектована 27 артиллерийскими орудиями.

В 1877-1880 гг. артиллерийское вооружение батареи было усилено дальнобойными орудиями новых систем образца 1877 г.: нарезными, заряжаемыми с казенной части 9-ти и 11-ти дюймовыми пушками и 9-ти дюймовыми мортирами.

Число орудий батареи увеличилось до 33.

Кроме того в обеспечение нормального функционирования батареи были возведены:


  • в 1869 году гарнизонная кирпичная казарма с жилыми помещениями для солдат и офицеров;


  • кухня;


  • пекарня;


  • столовая.

    В 1870 х гг. были построены:


  • деревянные склады артиллерийского имущества;


  • караульный дом;


  • каменная береговая стенка и каменная пристань, от которой шла внутренняя дорога, связывавшая разные части укрепления.
    В восточной части острова построили:


  • офицерский дом с хозяйственными строениями;


  • каменная дамба через болото.


Фарватер мог перегораживаться цепями, которые крепились к металлическим рымам на противоположном берегу у камней острова Суриоксаари (о. Отдаленный).

Кроме того, были построены большие (запасные) и малые (расходные) пороховые погреба.

Все эти сооружения должны были отразить возможную атаку английского флота, если тот попытается прорваться к Выборгу.

Слишком велик был страх, навеянный рейдом английских боевых кораблей в Финский залив во время Крымской войны.

Развязанная Сталиным «Зимняя война» имела пропагандистское оправдание в виде вынашиваемых Англией планов нападения на СССР с территории Финляндии.

Но, по иронии судьбы, потенциальный враг - Великобритания в обеих Мировых войнах была союзницей Российской империи и СССР в антигерманских пактах: Антанте и антигитлеровской коалиции.

Военное значение батареи на Mustasaari потерялось через несколько лет после окончания строительства и она была разоружена.

Во время первой мировой войны пороховые погреба батареи использовались как динамитные склады.

Каким образом использовались сооружения на Mustasaari в независимой Финляндии выяснить не удалось, но в сводках боевых действий «Зимней войны» и «Войны продолжения» Mustasaari и его военная инфраструктура почти не упоминаются.

С этими местами связана неудачная попытка высадиться на берег Harjuniemi в марте 1940 года, что привело к потери, в частности, легкого танка Т-26, затонувшего в марте 1940 года между островам Черновой и Клест, поднятого в феврале 2005 года,





отреставрированного на Выборгском судостроительном заводе и установленном на пересечении улицы Гагарина и Приморского шоссе в качестве мемориала.

Резкие перепады рельефа дна в этом районе, усиленные искусственными ряжевыми заграждениями проливов, приводят к образования сильных течений и затрудняют образование прочного ледового покрова, что и послужило причиной гибели нескольких танков и другой техники.

Обстоятельства гибели, принадлежность и имена членов экипажа неизвестны до сих пор.

И-за сильной коррозии невозможно было установить ни тактический номер танка, ни номер двигателя, что не дает возможность установить принадлежность танка к какому-либо подразделению.

Скорее всего, гибель танка произошла в период с 8 по 12 марта 1940 года.

8-9 марта совместная операция 42 и 43-й дивизий Красной Армии привела к захвату Suoninsaari (о. Крепыш) и нескольких островов вблизи западного побережья Выборгского залива.

8 марта части Красной армии заняли острова Mustasaari и ряд близлежащих островов.

Стремительность операций говорит о том, что финнами оборона островов не была организована должным образом, если вообще существовала.

В течение последующих дней вплоть до прекращения боевых действий обе дивизии упорно сражались за плацдармы на западном берегу, для дальнейшего продвижения вглубь Финляндии.

Об этом говорит тот факт, что по льду пошла не только пехота, но и танки, и артиллерия, вплоть до тяжелых гаубиц, которые тащили на волокушах, связанных из срубленных деревьев.

К исходу 11 марта части 43 стрелковой дивизии овладели пос. Репола на материковой части.

Однако, развить успех не удалось, все атаки были отбиты, а вскоре подоспела директива о прекращении боевых действий в связи с подписанием мирного договора.

Четыре года спустя, во время «Войны-продолжения», в этих местах происходили события, связанные с проведением Выборгской десантной операции, ставившей своей целью захват плацдарма на материковой части Финляндии западнее Выборга с дальнейшим развитием наступления в направлении Хельсинки.

На мыс Harjuniemi 9 июля 1944 года был направлен десант из состава 143 стрелкового полка.
Посадка на тендеры, которая происходила с острова Esiaari, была закончена около 9 часов утра, примерно через час при выходе за Mustasaari корабли попали под сильный заградительный огонь артиллерии и минометов.

Еще большую опасность представляли орудия прямой наводки, развернутые на побережье.

Буквально за 10-15 минут было повреждено 3 тендера, два из них загорелись. Остальные суда начали отход.

Только один тендер достиг берега мыса, с него высадились около 25 бойцов, которые большей частью погибли в бою.

По финским данным в этот день попали в плен 8 бойцов 143 стрелкового полка.

На этом злоключения полка не закончились.

Для прикрытия десанта была поставлена дымовая завеса, которая с течение времени стала смещаться в сторону Mustasaari, на котором находилась 9-я рота 143 стрелкового полка.

Из-за того, что она не была предупреждена об отходе сил десанта, показавшиеся из дымовой завесы суда были приняты за финские и по ним открыли огонь. Возникла паника, бойцы стали бросаться в воду, часть из них утонула.

По данным штаба 224 стрелковой дивизии из 6 десантных тендера первого отряда два сгорели, четыре были повреждены, из них только два своим ходом вернулись на место погрузки. Потери полка составили 89 человек убитыми и утонувшими, 29 ранеными и 29 пропавшими без вести.

Еще более серьезные потери понес 2-ой отряд десанта. Было потеряно 6 тендеров и катер-дымозавесчик. Три тендера были вынуждены выброситься на берег. Кроме того, погибли два катера из группы прикрытия.

Были сбиты два штурмовика ИЛ-2, поддерживающие высадку десанта.
3-й отряд десанта в составе 3-го батальона 143 стрелкового полка еще при посадке в лодки на
Mustasaari был накрыт огнем артиллерии и минометов и не смог выполнить поставленную задачу.

Как мы видим, финны достаточно серьезно подготовились к отражению попыток десантирования на наиболее опасных направлениях.

Полуостров Harjuniemi был одним из наиболее привлекательных мест для десантирования.

Низкий пологий берег, песчаные и галечные пляжи - идеальное место для высадки.

Как видно из схемы





на этом направлении финнами были развернуты четыре минометно-артиллерийские группы, имевшие возможность в кратчайшие сроки сосредоточить огонь на опасном участке и, после нанесения удара, оперативно сменить позицию, сводя на нет возможности контрбатарейной борьбы.

После войны Mustasaari, получивший название остров Черновой был последним из островов, на который можно было попасть без дополнительного разрешения.

Сохранившийся пирс был излюбленным местом стоянки выборгских яхтсменов, рыболовов-катерников.





Остров привлекал развалинами Пильской передовой батареи: пороховыми погребами,






































казармой,













гранитным равелином,




еще сохранившимися внутренними дорогами.

Ныне это заросший девственным лесом необитаемый остров, дорог нет, остались узкие, протоптанные туристами и рыбаками тропинки, проходя по которым можно обнаружить остатки береговой стенки и дамбы,





побродить по развалинам казармы,



по еще сохранившемуся запасному пороховом складу



и уже обрушившемуся расходному,








разглядывая открывшуюся картину разреза его свода, иллюстрирующую технологию строительства.

Внутренний кирпичный свод сверху был покрыт слоем гранитных булыжников,





затем шел внешний свод из кирпича, закрытый листами оцинкованного железа.




Все строение сверху засыпалось грунтом, создававшим идеальную маскировку.

Боковые стенки перед входами в погреба выполнены из гранитных блоков.

Еще можно различить среди густых зарослей валы батарей, представить себе, как располагались на площадках орудия, полюбоваться на панораму выборгских шхер,




открывающуюся с гранитного лба, насладиться первозданной тишиной, от которой мы уже отвыкли в городской толчее.

Причал в настоящее время частично разрушен, причиной стала, как говорят, пьяная выходка рыбаков одного из сейнеров, на спор выдернувших из него металлические скобы, скреплявшие верхний слой гранитных блоков. Случилось это в относительно благополучные 80-е годы прошлого века.

Интересно, знали ли рыбаки, что этот причал строили не мифические финские фашисты, а русские солдаты из 1-ой сапёрной роты гренадерского сапёрного батальона из Великого Новгорода, нижние чины Калужского пехотного полка и Выборгского линейного батальона?

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments