reg_813 (reg_813) wrote,
reg_813
reg_813

Categories:

На выборгских развалинах. Часть 200.

Малая Италия.

Продолжаем рассматривать окружение Рыночной площади.

Квартал, расположенный к югу от нее с полным правом можно назвать уголком Италии.



На углу Torikatu (ул. Пионерская) и Karjaportinkatu (ул. Прогонная) возвышается величественное здание Pohjoismaiden Osakepankki (Скандинавского объединенного банка) в стиле флорентийского палаццо.

Несоменно, идеи итальянского Ренессанса нашли свое отражение в архитектуре здания: равномерное распределение архитектурных элементов: порталов, колонн, дверей, окон и декора по периметру фасада.
Особую выразительность зданию придает крупная рустовка по всем фасадам, дополненная гранитными основаниями и обрамлениями окон.

Дворец Медичи. Архитектор Микелоцци. Построен для Козимо Медичи иль Веккио в 1444 - 1464 гг.



Роскошный балкон второго этажа в центре фасада по Torikatu с двумя грифонами — олицетворяющими стражей сокровищ,





переносит нас в средневековую Флоренцию, один из городов — авангардов Ренессанса.

Еще один балкон расположился этажом выше.

Ряды полированных гранитных колонн, обрамляющих окна верхних этажей,




большой фронтон с гербом Выборгской губернии на крыше,





еще более усиливают впечатление от архитектурного шедевра.

Тщательно выверенные пропорции окон, кажется, завораживают взгляд, который готов бесконечно скользить вдоль них, переходя от этажа к этажу.

Конечно, не обошлось и без нововведений, в частности, подвальные помещения имели освещения с помощью известных нам линз Люксфера, которые сейчас закрыты металличесими листами, а ограждения световых проемов частично исчезли.

Остается только поражаться невежеству эксплуатирующих здание, безобразно скрывших оригинальный элемент архитектурного оформления.

Через главный вход, расположенный со стороны Рыночной площади,




посетители по широкой лестнице попадают на второй этаж, где разместился операционный зал с полированными гранитными колоннами и стеклянной крышей.

Банковский зал представлял собой трехнефное пространство, поддерживаемое отдельно стоящими колоннами, который освещался естественным светом стеклянной крыши.

Такое решение придает банковскому залу продуманную торжественность, которая в той или иной степени почти всегда присутствовала в дизайне Aspelin.

По окончании строительства автор проекта Johannes Waldemar Aspelin (26.09.1854, Koski - 10.11.1923, Helsinki)





безуспешно настаивал на сносе здания Круглой башни, заслонившей северный фасад с главным входом,
украшенным изображениями жезла Меркурия.


Медальон над главным входом,



а также мозаичное мощение на тротуаре




содержат инициалы названия банка по-фински и по-шведски (Pohjoismaiden Osakepankki Kauppaa ja Teollisuutta varten, Nordens Aktiebank).

Остается только порадоваться упорству городских властей, не пошедших на поводу у именитого архитектора и отстоявших от сноса средневековую постройку.

К сожалению, такой настойчивости городские власти не проявили в отношении Рогатой крепости, стены которой были снесены при строительном буме в последней трети 19 века.

Конечно, они не смогли предположить, что через полтора столетия подобные объекты станут привлекательными объектами туризма, эксплуатация которых может стать весьма доходной статьей городского бюджета.

Во время «Зимней войны» зданию был нанесен ощутимый урон — уничтожена световая крыша над операционным залом, которая была восстановлена после войны.








Но фасады, крыша и интерьеры практически не пострадали.



В 1940 году бывшие банковские помещения занял горкомхоз, позднее — Выборгский райисполком и другие советские учреждения.

Основанный в 1990 году «Выборг-банк» снова стал использовать операционный зал по первоначальному назначению.

В 2016 году банк прекратил свою деятельность.

Попасть в неиспользованное здание и оценить состояние интерьеров в нашем самом демократическом и открытом обществе оказалось невозможным и мы можем наслаждаться только внешним видом шедевра.

Waldemar Aspelin начал свою карьеру с подачи заявления о приеме на работу в известную архитектурную фирму.

Он проработал стажером в офисе Theodor Höijerin целых пять лет, прежде чем начал изучать архитектуру.

Aspelin начал учебу в Швеции, где поступил в Технический колледж Бороса.

В 1883 году он вернулся в Финляндию и поступил в Политехнический колледж, который окончил с дипломом архитектора в 1886 году.

Во время учебы Aspelin некоторое время работал в офисе архитектора Frans Anatolius Sjöström и в офисе профессора Gustaf Nyström в Хельсинки.

В 1887 году он основал собственное архитектурное бюро в Хамине.

Офис Aspelin работал в Хамине с 1887 по 1889 год.

В 1889 году Aspelin перенес свой офис в Хельсинки, а в 1894 году основал совместный офис с архитектором Carl Ricardo Björnbergin. Aspelin был успешным архитектором, чьи воплощеные проекты до сих пор можно увидеть на улицах Хельсинки.

Aspelin хорошо известен своими проектами банковской архитектуры наряду с проектами многоквартирных домов, как во время своей работы в Хамине, так и позже.

Он спроектировал фундаментальные каменные здания банков в Выборге и в Хельсинки.

Оба монументальных здания выполнены в стиле неоренессанса, здание Nordic Stock Bank в Выборге и здание Хельсинкского сберегательного банка были завершены в 1900-1901 годах.

Далее по Torikatu расположено здание Выборгского сберегательного банка, о котором я рассказывал в части 196.


На углу Torikatu и Linnankatu находится здание, судьба которого в отличие от двух предыдущих весьма печальна.

Здесь когда-то проходила городская стена, а Круглая башня входила в систему защиты города от набегов с востока.

О ней нам напоминает  мощение гранитным околом в западном углу Рыночной площади, выполненное по линии бывших укреплений.

Стена была разрушена ещё в середине XVIII века, и надворный советник Юхан Грён построил в конце века угловой каменный дом, который горел в 1817 г.

Наследники Юхана Грёна впоследствие продали недвижимость родману Василию Ивановскому, семья которого владела им вплоть до 1897 года, когда «Объединенный Банк Финляндии» (позднее Выборгский Сберегательный банк) выкупил этот участок.

Сооружение было полностью перестроено архитектором Uno Ullberg в 1910-11 годах.

Здание с оригинальным дизайном окон второго этажа, панорамными стеклами первого и частым переплетом окон третьего выглядело невероятно стильным и стало украшением сразу двух улиц старого города.

В ходе перестройки здание было объединено с ранее построенным венецианским дворцом архитектора Gustaf Nyström.

В здании располагался известный всей Финляндии ресторан Lehtovaara, вмещавший 150 человек и принадлежавший Ragnar Hansson.






Об этом здании я писал в части 10 выборгских развалин десять лет назад.

К сожалению, с тех пор ничего не изменилось.

Здание остается заброшенным,




хотя время от времени появляются оптимистические публикации о разработке проекта реставрации объекта в первоначальном облике.






Но далее радужных мечтаний дело не двигается.

Помечтаем и мы о том прекрасном далёко, когда Выборг будет не окном в Европу, не дверью или предбанником, а самой Европой.

К сожалению, это возможно только тогда, когда большинство в нашей стране перестанет чувствовать себя подданными великой империи и гордиться проживанием на ее задворках (ибо не всем же суждено жить в Москве или Петербурге), перестанет поддерживать исторически обреченных мерзавцев по всему миру, а займется благоустройством собственных земель, которые, действительно, «велики и обильны, да порядка в них нет».

И не будет ожидать второго пришествия варягов,





чтобы дать им решительный отпор ракетами с непредсказуемой траекторией и беспредельным радиусом действия.

Так ведь можно и не дождаться.

Некоторое представление об утраченной отделке фасадов проекта Uno Ullberg может дать сохранившаяся верхняя часть нового портала банка, перенесенного с главного фасада на боковой южный фасад Выборгского Сберегательного банка.


Здание на Linnankatu, 22 было построено в 1793 году и первоначально было одноэтажным.

Архитектор – Johan E. Johansson.

В 1817 году оно, как и соседнее здание на углу Linnankatu и Torikatu, сгорело и было восстановлено в 1821 году по проекту архитектора Johan Henrik Stråhlman в классическом стиле.

При этом был надстроен второй этаж.

В 1841-1862 годах первый этаж был занят губернскими учреждениями, а второй служил резиденцией губернатора Выборгской губернии.

В 1862 году здание перешло в собственность семьи Thesleff.

В довоенное время в здании размещались ресторан Funkis на 60 мест и Linnan Apteekki, входная дверь которого находилась на углу Mustainveljestenkatu и Linnankatu.

После войны разрушенное здание




было превращено в жилой дом.

Ныне оно пустует и медленно разрушается.

Далее, по Mustainveljestenkatu, 11 (ул. Красноармейская) находится спроектированный архитекторами Waldemar Backmansson & Fr. Thesleff жилой дом 1898 года.

На втором этаже здания находился ресторан «Valamo», в котором было 40 посадочных мест.

В здании работали:


  • Hedelmäliike Montonen Oy, Фрукты, склад, магазин и офис;


  • Ресторан и кафе Valamo Oy, столовая;


  • Valio r.l. магазин No 13;


  • Магазин обуви J. Heinonen.


В доме проживали:


  • Montonen, W. ja E., купцы;


  • Poutanen, E., водитель грузовика.

    Современное состояние здания удовлетворительное, но, несмотря на это, вас не оставляет чувство заброшенности, отсутствия лоска, того шарма, который, казалось бы, должен присутствовать в городе с такой удивительной архитектурой, напоминающей уголки старых европейских городов.














На этом месте, когда я фотографировал, две, по всей видимости, туристки, обсуждая увиденное, тоже высказывали подобное мнение.  Отдавая должное архитектуре, они сетовали на крайне запущенное состояние домов, сводщяее на нет  все очарование старины.



Что приятно удивило, так это заросшие плющом  стены, говорящие о том, что я зря поторопился исключив город из северной Лиги плюща.







Архитектором Waldemar Aspelin было спроектировано 3-этажное жилое и коммерческое здание по адресу Mustainveljestenkatu, 13 в 1899 году.

Симпатичное здание в стиле неоренессанса, с двумя балконами с ограждениями из металла на втором этаже и воротами в арке выглядело весьма импозантно.

Характерные для этого стиля ряды окон, для каждого этажа своя конфигурация, рустовка фасада, ряд небольших акротеров или ваз и центральный фронтон на крыше придавали зданию вид средневекового итальянского городского палаццо.

Еще одно напоминание об этой европейской стране.

В здании по Mustainveljestenkatu, 13 размещались:


  • Jalkinekorjaamo Vakuus Oy, Ремонт обуви;


  • Viipurin Jalkinekeskus, Выборгский центр обуви, (Владелец Hilma Kilpeläinen);


  • Viipurin Leikkele, Выборгский крой, (Владелец Rosa Engman);


  • Hortus Oy;


  • Магазин галантереи и одежды E. Järviö;


  • Модные детские костюмы (Владелец Ester Salmi);


  • Магазин модной одежды Martta.


В доме проживали:


  • Engman, F.;


  • Hämäläinen, Aappo, юрисконсульт ;


  • Hämäläinen, Hildur, стоматолог;


  • Kilpiäinen, Hilma, Выборгский центр обуви;


  • Niemi, Hilja, преподаватель;


  • Saloranta, Pentti,, врач.

    К этому зданию в полной мере относится все высказанное выше, состояние здания нечто промежуточное между удовлетворительным и плохим. Фасад лишился ряда декоративных элементов, а ворота исчезли.











    Состояние дворового фасада и самого двора оставляет желать лучшего.





И завершает наше небольшое путешествие в прошлое дом по Karjaportinkatu 17, (ул. Прогонная) где находилась старейшая аптека Финляндии, Kauppatori Apteekki, основанная в 1689 году, которую также называли Jaatinen Apteek.

Первым владельцем аптеки с 1689 по 1698 год был Petter Gottfred.

В 1689 году он был назначен губернским и городским врачом Выборга. Он, возможно, был хирургом, не получившим медицинского образования. В 1698 году его сменил Thomas Alphusius, получивший звание доктора медицины в Реймсе в 1705 году.

В 1689 году Выборгу была предоставлена привилегия открыть аптеку, а врачам, упомянутым выше, была предоставлена привилегия для продажи лекарств.

Несмотря на это, время от времени в город приезжали и наркоторговцы.

Так, например, некий фармацевт Conrad Hasselbeck-Brandes без разрешения переехал из Nevanlinna в Выборг и, несмотря на протесты, основал свою незаконную аптеку.

Остается только развести руками и сказать, что коррупция и наркоторговля всегда шли в одной связке.

Первоначальное двухэтажное здание датируется 18 веком, которое в 1880 году было расширено до угла Mustainveljestenkatu архитектором F. Pacius.

Несколько позднее, в 1884 году, архитектор Johan Jacob Ahrenberg доработал фасад здания аптеки в неоренессансном стиле.








Первая в Финляндии аптека находилась здесь вплоть до 1944 года, когда последняя владелица Hilda Jaatinen, перевела ее в Хельсинки, где на Runeberginkatu, 46 под названием Carelia apteekki она существует до сих пор.




Выборгское здание старой аптеки сохранилось и по-прежнему радует глаз своими красками.






Не знаю, было ли в старом Выборге поверье о том, что если хочешь стать богатым, то надо потоптаться на каменной мозаике перед входом в банк, а если хочешь быть здоровым — пройтись по гранитным плитам бывшей крепостной стены напротив старой аптеки.

Если это было так, то каменные глыбы давно были бы стерты, что называется, до дыр.

Карелы, скорее, надеялись на собственные силы, умение, трудолюбие и упорство, с каким они они превращали город камней в город людей.

И свидельством этого является оставленное ими прекрасное место на земле — город Viborg, Viipuri, Выборг...




Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment