reg_813 (reg_813) wrote,
reg_813
reg_813

Category:

На выборгских развалинах. Часть 206.

Малые ГЭС.

В части 183 Выборгских развалин я упоминал об одной из малых гидроэлектростанций, сооруженной на порогах реки Vilajoki (р. Великая) в начале прошлого века.

Это ГЭС вблизи деревни Lavola, входившей в муниципалитет Säkkijärvi (Кондратьево).

Однако эта электростанция была не единственной, на реках Rakkolanjoki (р. Селезневка) и Hounijoki (р. Бусловка) не менее трех таких сооружений было возведено.

К сожалению, сведения о них чрезвычайно скудны и многое приходится преполагать, исходя из изучения не документов, а самих артефактов, точнее, то, что от них осталось.

Весьма интересный документ:

«Схема комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО) рек и озер бассейна Финского залива (от границы РФ с Финляндией до северной границы басейна реки Нева)», утвержденная Приказом Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от «23» октября 2015 г. № 136, дает нам некоторую исходную информацию, также весьма небогатую.


Как видно из приведеной таблицы, ближайшая к городу ГЭС находилась на Rakkolanjoki в районе поселка Tienhaara (п. Калинина), точнее, на порогах Lanakoski, и получила советское название Калининская ГЭС.

Из документа можно понять, что станция после «Зимней войны» не работала.

Изучение того, что осталось сегодня от нее, подтверждает, что объект с указанными координатами, действительно когда-то был электростанцией.

Можно определить, где находилась плотина,












где машинный зал,







неподалеку на холме находится здание трансформаторной станции, оригинальной формы.



Но утверждение документа об удовлетворительном состоянии станции воспринимается как неуместная шутка.

Запорные механизмы плотины отсутствуют,




здания станции не существует, оборудования нет.

На карте 1938 года можно обнаружить обозначение электрической линии, идущей от станции в направлении Hovinmaa.

Выше по течению Rakkolanjoki, судя по координатам, приведенным в таблице, находилась Кравцовская ГЭС — это плотина и машинный зал бумажной фабрики, закрытой в 1939 году.

Возможно, переоборудование под электрический генератор произошло ранее, но сведений об этом найти не удалось, хотя, судя по конструкции, здание над машинным залом более поздней постройки, и имеет бетонную конструкцию.
Документ утверждает, что ГЭС работала в 1940 году, но до или после "Зимней войны", непонятно.

Ну, и определение состояния станции как удовлетворительное также вызывает изумление, даже железобетон не выдерживает варварского отношения.

Не думаю, что пять лет назад в этих развалинах можно было найти что-то, хоть отдаленно напоминающее оборудование.
Не об этом ли здании говорил местный житель, когда расказывал о затопленных трех подземных этажах, набитых оборудованием?



На Hounijoki в районе финской деревни Kinteri (советское название Усадище) находилась еще одна электростанция — Яшинская.

Сейчас на этом месте есть попытка организовать нечто вроде объекта самостоятельного туризма «Водопад» с экологичеcкой тропой от станции Nurmi, протяженностью около трех километров.







На одной из опор бывшей плотины устроена смотровая площадка, с которой можно полюбоваться бурными потоками, изливающимися через проемы между опорами, рассмотреть остатки фундаментов станции на другом берегу.




Как следует из той же таблицы, ГЭС функционировала до 1964 года, после чего была закрыта и сейчас представляет собой полноценные руины, вполне достойные занять свое место среди сотен подобных, разбросанных по сравнительно небольшой территории Выборгского района.

И здесь документ оценивает состояние станции не совсем адекватно. Состояние — катастрофическое. Если верить информации, размещенной на информационном стенде экологической тропы "Водопад", то еще одна малая ГЭС работала на месте плотины Nokian Gummitehdas Oy у места слияния Rakkolanjoki и Hounijoki, что вполне возможно.
Почему она не попала в таблицу
«Схемы комплексного использования и охраны водных объектов..." можно объясить тем, что водохранилище этой ГЭС находится в непосредственной близости к железнодорожному полотну,





и поэтому возможно подтопление и разрушение его в критической ситуации.
Хотя у финнов это не вызывало тревоги, возможно, из-за невысоких нагрузок тогдашних составов.








Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments