reg_813 (reg_813) wrote,
reg_813
reg_813

Category:

На выборгских развалинах. Часть 208.

Станция, не желающая умирать.

В части 183 я пообещал добраться до развалин малой ГЭС на порогах Lavolankoski.

И вот в прошлую субботу, воспользовавшись великолепной морозной и ясной погодой, я отправился на лыжную прогулку. Выпавшего снега оказалось вполне достаточно, чтобы можно было воспользоваться лыжами, а безветренная погода и солнце сделали лыжный пробег истинным удовольствием.


Дорогу на Lavola часто пересекают следы лосей, которые, похоже, здесь устраивают что-то вроде соревнований, кто больше оставит следов на дороге. Однако, как оказывается, бегать вдоль по дороге им неинтересно, этим занимаются звери помельче, скорее всего, лисицы, которые с удовольствием пробегают несколько десятков метров по укатанному следу, пока не обнаружат в сугробе на обочине какую-нибудь жертву себе на обед.


А лоси перебегают с одной стороны дороги на другую, петляя, как зайцы, запутывающие следы.
Почему?

Свернувшая налево за каменным мостиком дорога поднимается вдоль высокого левого северного берега Vilajoki, которая течет в этом месте как бы в глубоком каньоне.




 

Конечно, это не Гранд каньон в Колорадо, но образован точно также за счет размытия водами реки земных пород.

Скорее всего, своим рождением древняя Vilajoki обязана талым водам скандинавских ледников, исчезнувших около ста тысяч лет назад.

Там, где на пути реки оказались скальные породы, возникли пороги. За счет этого и получился значительный перепад высот, послуживший причиной постройки ГЭС в этом месте.

В самой высокой точке Lavolankoski была сооружена плотина



и отводной канал для подачи воды к турбинам ГЭС, расположенной в двухстах метрах ниже по течению.


На площадке возле отводного канала меня встречает слегка запорошенный снеговик, похоже, хлебнувший не слабую дозу новогоднего шампанского,





и дающий понять, что не я один не просиживаю сутки напролет за компьютером, путешествуя исключительно онлайн, есть еще такие же безумцы, выбирающиеся в офлайн, чтобы почувствовать аромат соснового леса, насладиться неслыханной тишиной и шумом вырывающейся на свободу воды.





Судя по аэрофотографии 1929 года канал полностью был открытого типа и сооружен был из дерева и частично облицован каменными плитами. Соответственно, первоначально ГЭС была построена по безнапорному деривационному типу.


На фотографии отсутствует сооружение башенного типа поблизости от основного здания ГЭС.

В настоящее время мы видим, что отводной канал выполнен открытым из бетона только на протяжении первых пятидесяти метров, в нижней его части находится выходное отверстие для трубы большого диаметра.





Таким образом отводной канал стал закрытым, напорного типа.

Для уменьшения гидравлического удара при такой конструкции устраивается уравнительный резервуар в виде башни, (Вариант 3б на рисунке) от которого отходят станционные водоводы по числу агрегатов, установленных в здании ГЭС.


Действительно, в конце деривации, приблизительно через двести метров, труба, уложенная на бетонные ложементы,






подходила к сооружению башенного типа,




из которого выходили две трубы










для подачи воды к турбинам, находившимся в колодцах внутри основного здания ГЭС.






Там же находились и повышающие трансформаторы.












Остается вопрос: превращение деривационной станции из безнапорной в напорную — это реконструкция, проведенная финнами, или это творчество советских гидротехников?

Точного ответа на этот вопрос у меня нет. В открытых источниках я не нашел полной информации о восстановлении ГЭС в послевоенное время.

Есть только упоминание о ветхости открытого деривационного канала, но о его преобразовании из безнапорного открытого типа в напорный источники не сообщают.

В сборнике документов «Виипури (Выборг) 1940» в разделе V. Рекогносцировочное обоснование «ГИПРОГОРА» об этой ГЭС говорится следующее:

«Кроме того в электроснабжении города Выборга участвовала небольшая гидростанция мощностью 500 кВт, расположенная к северо-западу от г. Выборга в районе Ляваля. Энергия от этой станции передавалась городу по линии электропередачи напряжением 15 000 вольт».

И, несколько далее:

«Линия передачи 15 000 вольт, идущая от гидростанции мощностью 600 (!) кВт, расположенной в районе Ляваля, разрушена, и станция не работает.

Питание города производится исключительно от работающей на реке Вуокса Гидростанции «Раухиала»».

«Существенным недостатком в электроснабжении г. Виипури является то обстоятельство, что в городе отсутствует собственный резерв на случай прекращения электроподачи со станции «Раухиала».»

Следует отметить, что по финским источникам суммарная мощность станции составляла 900 кВт.

В перспективах восстановления электроснабжения города ГЭС на Ляваля не упоминается, несмотря на отсутствие резерва и потребностей города в электроснабжении на уровне 3000-5000 кВт на тот период.

Тем не менее, ряд исследователей высказывают мнение, что именно эта малая ГЭС была источником электроэнергии для Выборга после окончания «Зимней войны».

В документе «Схема комплексного использования охраны водных объектов (СКИОВО) рек и озер бассейна Финского залива (от границы РФ с Финляндией до северной границы басейна реки Нева)» от 23 октября 2015 года Андреевская ГЭС вообще не фигурирует.

Как известно, при отступлении советских войск ГЭС на Lavolankoski была взорвана, финны восстановить ее за неполные три года, похоже, даже не пытались.

Что же касается послевоенного восстановления, то кроме скудного описания трудового подвига ленинградских студентов, вооруженных только кирками и лопатами, без упоминания о технических усовершенствованиях, мне обнаружить не удалось.

Нынешнее плачевное состояние основных сооружений оставляет, тем не менее, место осторожному оптимизму в отношении восстановления станции.

Но не при нынешней власти, у которой совсем другие приоритеты и во внутренней политике, и во внешней.









Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments