?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
На выборгских развалинах. Часть 23.
reg_813

Городская скульптура.

Ныне только чаша фонтана, давно уже бездействующего, на парковой аллее, идущей от Рыночной площади к «Юному леснику» напоминает о стоявшей здесь до 1940-х годов скульптуре «Девушка Иматры».




Ее особенно любили старожилы выборжцы.
Эту работу выполнил для Выборга в 1926 году скульптор Georg Winter ( 21.01,1875  г., Санкт-Петербург - 07.02.1954 г.)
https://vk.com/wall38170585_6814.
Моделью для статуи послужила натурщица Аино Касинен. «Девушка Иматры» представала перед зрителем в образе обнаженной женской фигуры со сложенными на груди руками, стоящей на невысоком постаменте. В композиции этой работы ваятель использовал прием античных мастеров — хиазм, когда стоящая фигура изображалась со смещенными линиями таза и плечей от вертикальной оси, что достигалось перенесением центра тяжести статуи на одну ногу.






Эта работа была авторским повторением скульптуры, созданной мастером еще в 1902 году, когда он жил в Антреа (ныне — Каменногорск).
Там же находилась дача жителя Выборга Юхи Линнемо. У него была гипсовая модель этой скульптуры и большое желание подарить ее городу Выборгу, отлитую в бронзе. Видимо, по его заказу и была выполнена вся фонтанная композиция.
Живущая ныне в Тампере супруга сына Ю. Линнемо продала в 1982 году первоначальную скульптуру Г. Винтера, созданную в 1902 году музею города Лаппеенранта.




«Девушку Иматры» выборжцы называли по-своему и «Торкельская Тильта», и «Грустная Софи», и «Купальщица»...
Скульптура пережила Зимнюю войну и краткий советский период.



Время исчезновения скульптуры, как и ее нынешнее местонахождение не установлены.   





    Исчезновение обнаженной женской скульптуры вполне можно объяснить. Она не вписывалась в сермяжную коммунистическую идеологию. Как известно, в СССР сексу не было места, а обнаженная, идеологически вредная дева, опровергала этот постулат.
Сейчас от фонтана остался только гранитный бассейн, и пустая пивная банка являет собой альфа и омегу устремлений нынешнего поколения.






      Парковая скульптура «Маленький рыбак», установленная в сквере на углу Ленинградского проспекта и набережной 40-летия комсомола пережила все годы военного лихолетья и была утрачена в 1970-х годах.







    Ее автор финский ваятель Микко Хови (1879—1962) родился в Койвисто (ныне — Приморск) и провел детство на выборгской земле. Работам этого мастера в бронзе и граните свойственна нарочито-грубоватая манера, приближающие их народному творчеству. В своих персонажах ваятель хорошо передавал состояние модели. Многие герои его работ отмечены иронией и юмором. Коллекция станковых произведений М. Хови экспонируется с 1929 года в Атениуме, с 1932 года они были представлены в историко-этнографическом музее Выборга.


                                                     


Выполненный в граните «Маленький рыбак» представлял собой мальчика лет десяти, прижимавшего к груди огромную рыбу, хвост которой возвышался над его головой. Юмор заключался в том, что обе руки малыша держат бьющуюся рыбу, и он не может поддержать сползающие штанишки. http://www.vyborgcity.ru/text/text_24.htm


                                                 



      Судя по фотографии 1955 года, скульптура «Маленького рыбака» после войны была установлена на место «Девушки Иматры».
   По некоторым сведениям его расколотая фигура ныне находится в запасниках Выборгского замка.
http://terijoki.spb.ru/f3/viewtopic.php?f=3&t=4607&start=0




      На том месте, где первоначально находилась скульптура "Юный рыбак", позднее была установлена статуя «Мальчик с кошкой». Автор работы - скульптор Л. А. Бейбутян, участник выборгского скульптурного симпозиума 1988 года.
        Во внутреннем дворе Музея изящных искусств (архитектор Уно Ульберг, 1930) была установлена скульптура Таккинена.




      Что она изображала,  пока установить не удалось.
       Большая часть  коллекции музея  была вывезена в Финляндию, в художественный музей Хяменлинна и городской музей Лахти.
     Скорее всего, скульптура была эвакуирована в Зимнюю войну и назад уже не возвратилась.  А может быть,  она разделила судьбу девы Иматры и исчезла  бесследно.



Lallukan talo (Дом Лаллукки) — бывшее здание фирмы «Хякли, Лаллукка и К°», построенное в 1906 году по проекту архитектора Allan Schuman (1863—1937) в стиле национального романтизма. Здание располагалось по адресу Repolankatu,7 (Вокзальная ,7).

Украшением фасада этого, одного из красивейших зданий города,  стали скульптуры в виде женских фигур, выполненные скульптором Eemil Halonen (21 мая 1875 Lapinlahti - 5 ноября 1950). Всего таких фигур было семь. Шесть из них составляли симметричную скульптурную группу, украсившую центральный вход во внутренний дворик здания.

В ходе военных действий здание сгорело, все интерьеры и скульптурные украшения были утрачены, за исключением двух. Одна из них находится в запасниках Выборгского краеведческого музея,

Автор: Nairen77 - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=36527486

вторую — фигуру крестьянки (жены фермера) можно видеть в парке Монрепо на полянке между двух сохранившихся зданий усадьбы.

Неизвестно кто принимал решение разместить эту скульптуру на фоне полуразвалившегося здания, но это оказалось глубоко символичным действием.

Женская фигура, изуродованная войной,



стала как бы символом тысяч финок, выброшенных войной из своих домов и ставших внутренними иммигрантами.

Иногда подсознательные действия удивительным образом оказываются созвучными смутным ощущениям правды, как бы ее не искажали и не скрывали.




Седьмая скульптура размещалась в угловом портике здания.
На фотографии 1940 года из архива американского фотографа Карла Миданса, фотожурналиста журнала Life изображена эта скульптура на фоне руин города после бомбардировок советской авиацией.
http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=802408





После войны следы скульптурных фигур, некогда радовавших глаз жителей  города и его гостей, исчезли.
Судя по фотографиям осени 1941 года они были беспорядочно свалены во дворе.




Скульптура из подъезда осталась на своем месте.



Дом был восстановлен при возвращении финнов в город за 1941-1944 г.г.,


но скульптуры, похоже,  установлены не были.
       При реконструкции дома, проведенной, на мой взгляд, достаточно профессионально, скульптуры не были восстановлены, да и реставрация ворот не была завершена.




Вместо прекрасной решетки мы видим уродливый забор, наспех закрывший вход во двор на добрый десяток лет.










Постамент, как можно видеть, не пострадал. Возможно, когда-нибудь его займет найденная или восстановленная скульптура, один из очаровательных штрихов в картине старого Выборга.




Еще одна трагическая история двух скульптур связана с Петровской горой -  скалистой возвышенностью в парке на Смоляном полуострове (Tervaniemi puisto).
     В 1910 году по случаю 200-летия взятия Выборга русскими войсками,  на горе был воздвигнут памятник российскому императору Петру Великому работы скульптора Л. А. Бернштама.  Петр изображен стоящим в полный рост, опирающимся на мортиру,  в военном облачении. Его взгляд устремлен на Выборгский замок, взятие которого было важным моментом в многолетней  Северной войне.





Следует отметить, что все годы войны, вплоть до заключения Ништадтского мирного договора в 1721, русские войска довольно жестоко обращались с мирным населением. Изнасилования, мародерство, пленение с дальнейшей депортацией вглубь России для использования в качестве рабочей силы на строительстве Петербурга  и продажи в крепостные, были обычным делом для этой эпохи, получившей название лихолетья.

По мирному договору Финляндия возвращалась Швеции за исключением южной ее части до Выборга.
    Памятник Петру Первому, таким образом, стал напоминанием финнам о жестокости русских войск в Северной войне, почти сглаженной политикой Александра II, даровавшим   в 1863 году  финнам автономию, не имевшую прецедентов по своей широте в других странах Европы XIX века, и поэтому особенно любимым финским народом.




         

Памятник ему, установленный в 1894 году на Сенатской площади столицы страны Хельсинки, является лучшим достижением финского скульптурного искусства XIX века (Скульптор - Вальтер Рунеберг (Valter Runeberg)). Император  изображен во время произнесения речи о даровании Финляндии широких прав автономии.
  Вокруг императорской фигуры расположена скульптурная группа: "Закон", "Мир", "Свет" и "Труд".
    Но вернемся к памятнику Петру.

После получения независимости в декабре 1918 года и последующей гражданской войны финны снесли памятник ненавистному императору и в 1927 году поставили на его месте «Памятник независимости» – фигуру льва, опирающегося  на щит с гербом независимой Финляндии. Автором   монумента был скульптор Гуннар Финне (Johan Gunnar Finne, 1886 - 1952).


 





«Памятник независимости» в 1940 году был разрушен при официально не опубликованных обстоятельствах.  Сама фигура льва тогда не пострадала и переждала короткий период  между двумя войнами где-то на  выборгских задворках.




В Выборге, ставшем тогда советским городом, памятник Петру I на невысоком временном постаменте, на прежнем месте установили вторично. Однако не надолго, ибо история повторилась. Когда финские войска в конце августа 1941 года заняли оставленный частями Красной Армии Выборг, отлитого в бронзе Петра Великого сразу же вновь сбросили на землю, и  на его месте восстановили     «Памятник независимости».



Премьер-министр Rangel, президент Ryti и фельдмаршал Mannerheim осматривают поверженный памятник Петру.

      В 1944 году  финский  лев в очередной раз был низвергнут, но теперь уже с жестокими ранами: он лишился носа, ног и щита.






Петр Первый возвратился на свое место, но уже на другом, гораздо более скромном пьедестале,


а искалеченный лев обосновался в парке Монрепо, где скромно играет роль парковой скульптуры.









Вход Выборгского железнодорожного вокзала, построенного в 1913 году по проекту архитекторов Gottlieb Eliel Saarinen (20.08.1873, Рантасалми — 01.07.1950, Блумфилд-Хилс, штат Мичиган, США) и Herman Ernst Henrik Gesellius (16.01.1874, Гельсингфорс — 24.03.1916, Киркконумми), украшали две симметричные скульптурные группы, каждая состояла из пары медведей и женской фигуры с венком.




Автором скульптур была Eva Maria Gyldén (19.07.1885, Выборг — 01.01. 1973), финский архитектор, уроженка города Выборга.

Судьба этих скульптур не менее трагична, чем судьбы тысяч людей, искалеченных войной. Они, также, как и люди умирали, пропадали без вести, находились и возрождались к новой жизни уже в другом качестве.

Взорванные вместе с вокзалом, бесследно исчезли женские фигуры и два медведя. Одну из разбитых женских фигур видели на свалке на улице Путейской по пути на остров Myllysaari, останки одного из медведей долгое время валялись на берегу бухты Радуга. Сейчас в этих местах расположены гаражи.

Два других косолапых дожили до наших дней.

Один их них, полностью сохранившийся, долгое время стоял на детской площадке в парке. На нем очень любили сидеть и фотографироваться дети.

Позднее он перебрался к бездействовавшему много лет фонтану на Пионерской площади, тщетно пытаясь напиться и даже попал в городской фольклор по этому поводу.


Похоже, в городе нашлась таки непорочная дева, которая запустила фонтан и не дала усохнуть от жажды каменному зверю.

Второй, найденный покалеченным на свалке в районе Певческого поля, несколько лет пребывал в почетной ссылке на детской площадке во дворе жилого дома в Каменном переулке.

http://perecheek.narod.ru/medvedi.html

Затем, отреставрированный, устроился в качестве садовой скульптуры в Треугольном сквере рядом с Pietisen talo (дом Пиетинена).






Статья не завершена и работа над описанием скульптурных изваяний, некогда украшавших город будет продолжаться.


  • 1
насколько помнится, у того дома с вокзальной, были ещё скульптуры. они располагались при въезде во двор- на колоннах... Хотя я лично таких фоток и информации в руках не держал- мне рассказывали люди из замка. Скульптуры эти сейчас в замке и есть- посмотреть на них можно.
Ещё есть чугунные скульптуры- читатели девочка и мальчик. Ранее они были в библиотеке- той, что у финнов была на красной площади, а при советах долгое время пустовала- двухэтажное здание по правую руку Ильича. Стояли эти статуи при входе на лестнице при входе с площади, по разные стороны. Как помнится статуи в целости и сохранности, стоят в краеведческом музее.
Ну, а советские скульптуры- отдельный разговор.)

Скульптура Выборга.

Спасибо за информацию. Загляну в музей, посмотреть на скульптуры. Гранитные скульптуры располагались еще на фасадах железнодорожного вокзала: медведи и женские фигуры. Одну из женских фигур видели в последний раз на свалке по дороге на станцию юных натуралистов на острове Myllysaari, сейчас там размещаются гаражи.

  • 1