?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
На Выборгских развалинах. Часть 32.
reg_813

Комплекс производственных и складских построек железнодорожной станции Выборг 1860-1920 годы.
   Напротив здания молочного комбината «Valio», на другой стороне улицы Куйбышева (Suonionkatu),  располагается обширная территория, занятая производственными постройками станции Выборг.

     Они представляют несомненный интерес, как характерный пример промышленной застройки второй половины 19 – начала 20 веков.
       К сожалению, большое количество построек не сохранились до наших дней, или их современное состояние не позволяет  представить в полном объеме их первоначальный облик.
   Круговое депо 3 с поворотным столом, двумя водонапорными башнями на двенадцать боксов для локомотивов.
     Классическое решение паровозной «конюшни», многократно повторенное по всему миру, но от этого не потерявшее своей архитектурной ценности. Год постройки 1880-90.

Компьютерная реконструкция позволяет понять принцип, по которому паровозы заводились и выводились из депо.    До наших дней дошли водонапорные башни и часть здания депо.  
     Одна из башен,  судя по ее ухоженному виду, используется по прямому назначению, вторая – представляет собой здание, состояние которого близко к аварийному.


     
Вот что осталось от кругового депо 3 в настоящее время.


Аналогичное здание кругового депо 2 также подверглось значительным разрушениям.  От него сохранилась только центральная часть боксов. Четырехэтажное здание диспетчерской и двухэтажное здание мастерской (год постройки 1927), расположенные по торцам депо,  полностью исчезли с лица земли. 

    
Так выглядит реконструкция здания.

Здание паровозного депо 1 не сохранилось, на его месте обнаружены какие-то постройки, напоминающие наспех сооруженные сараи для складирования всякого хлама.

    
А вот как это выглядело семьдесят лет назад. На переднем плане - газоперерабатывающий завод. 
 
        Рядом с локомотивными депо 1 и 2  располагался газоперерабатывающий завод, снабжавший ремонтные службы, как депо, так и всего  Выборга  сжатыми газами для сварки: ацетиленом и кислородом.
    Сохранилось и само здание и характерная труба. Состояние его – неудовлетворительное, в настоящее время там размещаются административные службы станции «Выборг» - Дистанция гражданских сооружений.

     
     Здание склада и офисов размещалось в центре комплекса между паровозным депо 3 и литейным цехом. Здание сохранилось полностью, сейчас в нем, судя по вывеске,  находится техническая библиотека.

   

        Мастерская по ремонту паровозных котлов находилась в западной части комплекса, рядом с паровозным депо 1 и газовым заводом. Здание не сохранилось.

   Около котлоремонтной мастерской размещались центральная кухня и столовая (1906 год, архитектор Б. Гранхольм).  Сейчас в кое-как восстановленном после войны здании, в котором трудно узнать симпатичную столовую,  находятся офисы и магазин со складом комбикормов.

  
       
К востоку от столовой располагались: литейный цех, колесная  мастерская, кузница (1887 год, архитектор Б. Гранхольм),  паровозоремонтный цех (1885 год, архитектор Б. Гранхольм, сохранилась южная часть здания), инструментальная мастерская (сохранилась)и душевые кабины (надстроен второй этаж)),  цех по ремонту вагонов (частично сохранился).

 Литейное производство.  
В цехе по ремонту паровозов можно было одновременно производить ремонт до 20 локомотивов. 


 
Инструментальный цех и душевые.

             Цех по ремонту вагонов выполнял столярные работы по ремонту интерьеров и корпусов вагонов.
   На месте  душевых кабин обнаруживается административное здание локомотивного депо.

    
       
Современный вид инструментальной мастерской..
    В советское время на месте южной части вагоноремонтного цеха было возведено внушительное здание нового локомотивного депо из силикатного кирпича, резко диссонирующего с общим стилем исторических построек.

      В настоящее время оно используется как кладбище отслуживших свой срок и законсервированных тепловозов.

     Такие же мертвецы стоят на путях рядом с современным депо.

     
Часть сохранившегося вагонного депо.
     Уже несколько  лет в выборгском депо обслуживание и ремонт локомотивов не производится.
      К западной части литейного цеха в советский период было пристроено здание котельной. Для создания иллюзии старины, силикатный кирпич закрашен красно-коричневой краской.

          К востоку от вагоноремонтного цеха находилась котельная и электрическая станция, построенные в конце 20 – начале 30 годов прошлого века.  

      Они были полностью разрушены в ходе боевых действий 1939-1940 годов или преднамеренно выведены из строя при отступлении советских войск в 1941 году.   На аэрофотографии 1937 года, несмотря на низкое качество, можно рассмотреть все построенные к тому времени здания. 

     На панораме 1941 года, сделанной со стороны Ленинграда уже не видно и следа от котельной и электростанции (обозначены на фотографиях VR6), а часть железнодорожных путей разобрана.  
        Товарная станция Выборг представляла собой два  терминала для  погрузки и разгрузки грузов из железнодорожных вагонов.     Одновременно оба терминала могли обслуживать до двадцати вагонов каждый.  Подъездные пути железной дороги располагались между терминалами, с  противоположных сторон пакгаузов производилась перевалка грузов на колесный транспорт и обратно. 

Между пакгаузами на западной стороне располагалось здание грузового офиса.  Это единственное здание, состояние которого не вызывает стыда. В нем и сейчас располагается администрация станции Выборг.  

   
 




Весь комплекс был спроектирован архитектором Б. Гранхольмом в 1900 году. Строительство закончено в 1920.
    Сами терминалы сегодня используются только как складские помещения, рельсовые пути заросли травой и молодыми деревцами.




    





    С трудом верится, что когда-то здесь кипела жизнь, под погрузкой стояли десятки вагонов.

    На одном из пакгаузов сохранилась грозная вывеска советских времен, объявляющая  находящихся на территории станции без соответствующих документов опасными преступниками.


       
Следы жизни обнаружились  только на площадке, где происходит перевалка продукции выборгских карьеров – гранитных монолитов, да на контейнерной площадке, где  ржавеют несколько десятков советских железнодорожных контейнеров.

   Напротив грузового офиса находится пожарное депо постройки 1920 года.  Восточный фасад депо оштукатурен и покрыт аляповатой розовой краской.

 Западный фасад сохранил свой первозданный вид.


  В настоящее время в здании находится охрана станции Выборг. 

   Рядом с пожарным депо в советское время появилось четырехэтажное офисное здание администрации станции Выборг.
    Особо следует отметить состояние дорог на территории выборгского депо.

   Известно, что для железнодорожников автомобильные дороги представляются главными конкурентами. Похоже, что ненависть к асфальту достигает такого накала, что на подведомственной территории ему объявлена настоящая война.

     Свалки мусора являются неотъемлемой частью и без того достаточно безрадостного  производственного пейзажа.  
  Все сохранившиеся здания являются историческими памятниками,  и этот статус позволяет надеяться на то, что они просуществуют в таком виде еще некоторое время.
    К памятникам отнесены и подпорные стенки, выполненные из гранитных блоков.
 Одна из них подпирает Ильинскую гору, на которой располагалось православное кладбище при церкви Св. пророка Ильи.

 Вторая      Вторая расположена вдоль улицы Куйбышева (Suonionkatu).
   С большой уверенность можно сказать, что эти сооружения, в ближайшие сто лет,  преднамеренно разрушены  не будут.
    Хотя…, как знать…?

Несколько старинных фотографий дополняющих картину потерь:


    
Выборгские  железнодорожники:

Интересно сравнить планы этого района разных годов,  финского 1938 года и советского  1948.



     Сразу видна ошибка: здание складов и офисов, расположенное в центре территории, обозначено как развалины, но фактически здание не пострадало. В остальном план реально показывает состояние комплекса на тот момент. На месте южной части вагонного депо, разрушенной во время войны уже проложены рельсы к ремонтному цеху локомотивов, от которого осталась только южная часть, северная обозначена, как развалины.  На месте локомотивного депо 1 организован железнодорожный тупик.  Котельная и электростанция представлены развалинами.
      В дальнейшем территория, освобожденная от остатков разрушенных сооружений,  хаотически застраивалась разнотипными зданиями, в зависимости от возникающих потребностей и сейчас представляет собой нечто вроде вороньей слободки - скопища гаражей, складов и свалок.  
Следует отметить, что станция Выборг имела развитую двухуровневую систему подъездных и маневровых путей, большое количество акведуков, горок для формирования составов.  

Фотография взята с сайта www.terijoki.spb.ru
Представление о сложности путевого хозяйства выборгского узла может дать план 1935 года:


     Все это в послевоенное время постепенно ликвидировалось за ненадобностью. 
     Если в составе Финляндии Выборг был вторым по величине городом страны, крупным железнодорожным узлом, то в составе СССР стал просто задворками великой империи, а фактически тупиком, или, в лучшем случае, транзитным пунктом для поставки на запад древесины, нефти и газа.  Все это и определило печальную судьбу развитой инфраструктуры, от которой остались только отдельные фрагменты.
На таких основаниях из гранитных блоков размещался второй уровень железнодорожной сети выборгского узла.  

Единственная сохранившаяся развязка.

Как видно на фотографии второй уровень ранее был двухпутным. 


          В заболоченной лесополосе, расположенной  вдоль полотна, встречаются воронки, диаметром в несколько метров - следы   авиационных бомбардировок узла.  Судя по их величине и частоте, становится ясно, почему значительное число сооружений оказались разрушенными до основания.  
       К востоку от комплекса сооружений Выборгского депо размещались еще два круговых депо для маневровых локомотивов.

Судя по плану 1948 года одно из круговых депо сохранилось полностью, на рисунке  даже указан поворотный круг.

Снимок из космоса, к сожалению,  не проясняет   картину современного состояния депо. 

  Сооружения, изображенные на фотографии,  лишь отдаленно напоминают ранее существовавшие.  Компьютерной реконструкции не существует, старинных фотографий найти не удалось, зданий нет в перечне архитектурных памятников. Похоже, после войны, они подверглись столь коренной "реконструкции", что узнать в них депо будет трудно.  Что же представляют собой остатки круговых депо маневровых локомотивов, узнаем в скором времени. 
   К сожалению,  чуда не произошло, и реальность оказалась хуже ожиданий.  Одно из круговых депо, фактически, не сохранилось. Второе представляет собой нечто среднее между руинами и развалинами,  то, что в детстве мы называли "разбитками".

Часть здания используется как угольный склад.

Остальные помещения превращены в свалку.

Сохранились остатки поворотного круга.

И даже электромотор привода.


И его детали.









  • 1
Здорово, спасибо! Я думала, что на меcте единственного приличного здания, где сейчас администрация, раньше был вокзал, первый из трёх. Кто-то мне говорил даже. Не знаю, местные или приезжие. Хотя - все они приезжие, по сути :)

"К востоку от столовой располагались: литейный цех, колесная мастерская, кузница (1987 год, архитектор Б. Гранхольм), паровозоремонтный цех (1985 год, архитектор Б. Гранхольм, сохранилась южная часть здания)"

1985?

Спасибо за замеченные ошибки.

  • 1